Ульяновский педагог самостоятельно строит старинную ладью, чтобы учить детей истории.
Об огромной лодке, которая стоит на импровизированных стапелях в сквере на улице Ленина, редакции рассказали читатели, почему-то назвав ее «Ноевым ковчегом». Услышав от нас об этом, хозяин судна рассмеялся:
– Какой же это ковчег?! А вы сами-то знаете значение этого слова? – встречает нас Владислав Глухов, педагог дополнительного образования Областного центра детского технического творчества. – Это сундук, ящик. Поэтому знаменитый Ноев ковчег, сделанный Ноем для спасения от Всемирного потопа, представляет из себя не столько плавсредство, сколько вместилище для живых существ. Сразу хочу сказать: я не из категории городских чудаков. Ладья, которую я строю, предназначена для детей, которые, плавая на ней по Волге, будут поправлять свое здоровье и изучать историю России. К сожалению, у нынешних школьников исчезла тяга к знаниям, многие из них даже не знают, куда впадает Волга. Чтобы их заинтересовать, нужно менять подходы к преподаванию предметов, за партой им скучно.
Ладья для фильма
Строящееся судно – уже не первый опыт Владислава Глухова в кораблестроении. В прошлом году из-под его топора вышла ладья «Яроил» образца VIII-X веков, которая принимала участие в съемках документального фильма «Русь. От рассвета до заката», которые проходили в Старомайнском районе, на территории турбазы «Русский берег». Турбаза, где летом организовывается детский лагерь, станет пристанищем и для строящейся ладьи.
Нынешнее судно – увеличенная копия первого. Двенадцати метров в длину, оно способно принимать на борт до 20 человек. Понятно, что в VIII-X веках никаких чертежей не существовало, поэтому, чтобы воспроизвести копию судна того времени, Владиславу пришлось пе-
релопатить много литературы, где есть описания и эскизы старинных лодок, изучить гравюры. Перед началом строительства учитель долго консультировался у историков ульяновского педуниверситета, который когда-то заканчивал сам. Источником информации стало и историческое кино.
И по реке, и по морю
– Основы теории кораблестроения говорят, что волжское судно в те времена должно было быть мелкосидящим, поскольку река тогда была куда мелее, легким, чтобы его можно было переносить по суше, с низкими бортами для гребли. В то же время ладья должна обладать хорошими мореходными качествами, поскольку торговые пути проходили и по Каспию,
– рассказывает Владислав Глухов.
Корпус ладьи выполнен из сосны. Как и десять веков назад, выбор в ее пользу не случаен, древесина у нее легкая и смолистая. Вместе с тем, признается Владислав, при выполнении работ приходится несколько отходить от древних технологий строительства в пользу надежности, удешевления и ускорения процесса. К примеру, в древности корабли сшивали деревянными гвоздями (нагилями) и специально пропитанными веревками. Сейчас есть возможность использовать для этого металлические болты. Киль ладьи по идее должен быть выполнен из дуба, однако, по словам Владислава, качественного материала в Ульяновске сейчас не найти – все дубы в регионе погубил сильный мороз, который накрыл регион еще в 70-е годы. Пришлось отказаться и от пропитки смолой, как это делали кораблестроители на Руси. Сегодня такая технология очень дорога, поэтому применяются олифа и современные жидкости.
– Если бы я строил для музея, можно было бы выполнить идентичную ладью, – говорит Глухов. – Но моя главная цель – сделать судно безопасным, чтобы оно не затонуло посреди Волги.
Испытает ГИМС
Ладья уже числится в базе данных Государственной инспекции маломерных судов (ГИМС) МЧС РФ как строящееся судно, имеется соответствующее разрешение. После спуска на воду будут проведены обязательные ходовые испытания в присутствии инспектора. Если все будет в порядке, ГИМС присудит ладье судовой номер и выдаст технический паспорт – как и полагается. Несколько лет назад Владислав прошел специальное обучение и теперь владеет правами на управление маломерным судном.
Ладья отнимает у Владислава все свободное время, притом, что его не так уж и много – это, по его словам, главная трудность, которая возникает при постройке судна. Семья -жена Наталья и сыновья, 15-летний Ярослав и 13-летний Илья, – с увлечением мастера давно смирилась, более того, всячески поддерживает главу семейства. В роли верных помощников выступают соседи.
Как яхту назовешь, так она и поплывет. Следуя этому принципу, Владислав Глухов подходит к этому вопросу очень ответственно. Первая ладья была названа Яроилом не случайно – это производное от имен сыновей Ярослава и Ильи, которые принимали активное участие в строительстве судна. Имя для своего нового детища мастер пока не придумал.
– Ни корытом, ни яхтой «Беда» я ладью точно не назову. А имя придумаю позже. Как детей нарекают после рождения, так и корабль должен получать свое название со спуском на воду.
Вадим ПИЛЮКОВ