Молодежи может показаться, что День города праздновался всегда. Но на самом деле до 1898 года Симбирск ни разу не праздновал день рождения.
А отметив 250-летие, сделал перерыв до 300-летия.
Затем была пауза вплоть до перестройки. Об этом и многом другом рассказывает совместный проект музея «Симбирская классическая гимназия» и областного государственного архива. Он охватывает историю города с первых лет до современности и впервые показывает публике большое количество документов.
Школьников часто удивляет, что на выставках можно увидеть подлинные документы, сохранившиеся с XVII века.
Таков Указ царя Алексея Михайловича Романова симбирскому стольнику и воеводе Головину об отводе владения элитару Ивану Сухову. Одновременно это свидетельство награды за подавление восстания Степана Разина под Симбирском, а следом за ним Федора Шелудяка, и укрепление позиций русского государства путем заселения земель верными людьми. Указ датирован 1674 годом. Уже в XVIII веке Симбирск перестал быть военной крепостью и стал административным центром. На выставке представлен толстенный документ мужского Покровского монастыря об учреждении наместничества, возглавляемого генерал-губернатором сначала симбирским и казанским, затем симбирским и уфимским.
Гравюра 1765 года показывает панораму Симбирска, каким его могла видеть с Волги Екатерина II, плывущая по Волге в 1767 году. Снимок с натуры был сделан полковником Свечиным посредством специального аппарата и затем запечатлен в гравюре. На нем еще виден Симбирский Кремль, к концу XVIII века сгнивший. Не обошлось без небольшого отклонения от истины: некоторые здания, скрытые горой, слегка выдвинуты на передний план.
Часть выставки посвящена Николаю I: после его визита в 1836 году в течение десятилетия в Симбирске выполнялись пожелания по благоустройству города.
Визит ни одного другого первого лица государства прежних лет или современности не был столь полезен.
В год 250-летия Симбирска архивная комиссия подготовила праздничную программу, провела торжественное заседание, а краевед Павел Любимович Мартынов написал речь для городского главы это был единственный случай, когда глава города говорил со слов архивиста. Губернатор Павел Степанович Балакирщиков добавил от себя совсем немного. А на выставке представлен черновик той речи, написанный рукой Мартынова.
Среди различных видов города один из авторов выставки, архивист Антон Шабалкин, выделяет поступления последних нескольких лет. Это акварели симбирского художника и краеведа Дмитрия Ивановича Архангельского, хранившиеся в личном архиве потомков симбирского же краеведа Рогозина и до этой выставки нигде не демонстрировавшиеся. И работы другого местного художника, Павла Ивановича Пузыревского. На одной из них изображены торговые ряды «Столбы». Кстати, на выставке есть фотография проекта строительства торгового дома на улице Гончарова 1943 года, где курсивом значится историческое название «Столбы», однако вновь построенный ЦУМ остался, по сути, безымянным. На других многочисленные симбирские церкви, монастыри, беседки. Причем беседки и какие, на зависть крестьянским избам, добавляет Шабалкин, строили не только сами симбиряне в своих садах. С легкой руки одного из губернаторов, построившего на собственные средства публичную беседку для всехгорожан, вслед за ним такой же подарок сделал и вице-губернатор. Наши власти щедры лишь на скамейки.
Отмечен важный этап в развитии города строительство железной дороги, железнодорожного вокзала, железнодорожного моста. Сохранилась фотография с первым паровозом, доставленным в Симбирск лошадьми.
Макет Троицкого собора выполнен студентами УлГТУ.
Любопытно свидетельство Симбирской ремесленной управы, врученное часовому мастеру Габриэлю Лейбовичу Махинзону родному деду главы НКВД Генриха Ягоды, организатору лагерных строек в тайге. Находясь в ссылке в Ульяновске, Ягода жил в доме Махинзона, до сих пор сохранившемся это дом № 13 по улице Федерации. Ульяновск ХХ века широко показан в работах художникарепортера Александра Ивановича Титовского, который показал и развитие города, и то, какой ценой шли стройки под ударами тяжелой техники гибли совсем молодые саженцы.
На экспозиции представлен проект реконструкции бульвара Новый Венец, разработанный Евгением Ивановичем Голенко, главным архитектором города и области. Именно благодаря ему в конце 1940-х начале 1950-х годов в Ульяновске появились чугунные ограды, часть из которых, попросту говоря, разворована. Показаны и проекты реконструкции города 1960 года, некоторые, к счастью, не были реализованы. Например, планировалось строительство эспланады на улице Ленина, между улицами Железной дивизии и Гончарова. На фотографии нет ни одного старинного здания, вместо них асфальт, огромные глыбообразные бюсты выше человеческого роста, а на заднем плане высотки. Этот проект убил бы историческую часть города, считают краеведы.
Дополняет выставку подборка открыток, посвященных Ульяновску, из личной коллекции Игоря Смирнова.
Среди различных видов города, в том числе и несохранившихся, редкий сюжет убийство главнокомандующего Восточным фронтом Михаила Артемьевича Муравьева у здания кадетского корпуса в 1918 году, где размещался губисполком. Открытка была выпущена тиражом всего в 500 экземпляров и стала настоящим раритетом.
На выставке можно увидеть множество знакомых мест, изменившихся с течением времени. Благодаря ей узнаешь, что на месте Поклонного креста на пересечении улиц Бебеля и Гончарова совсем недолго стоял памятник Александру II, а в сквере Гончарова находилась скульптура, изображающая пионеров, созданная по рисунку ульяновской пионерки Лидии, чью фамилию до сих пор не удалось узнать. И что на первом гербе Симбирска были изображены лев и меч, а установленный в 2005 году в Гончаровском сквере диван был снабжен табличкой с ошибкой, на нем значилось: «Филосовский».
Макеты Спасский женский монастырь, пара церквей. Очень подробно о прошлом и настоящем улицы Гончарова рассказывает альбом, выпущенный областным архивом в декабре 2012 года. Украшают экспозицию макеты утраченных симбирских храмов и женского монастыря.
Анна Школьная