Полузащитник питерского «Зенита» и капитан футбольной сборной России Игорь Денисов переходит в «Анжи». Кроме своей неоспоримой сенсационности, эта новость вызвала разговоры о том, насколько теперь изменится игра «Зенита» – команды, всегда претендующей на российское «золото». Пока все исходные данные говорят за то, что почти не изменится.

Не видно предпосылок к перемене той игры, которую «Зенит» показывал в минувшем сезоне – особенно под занавес. Пусть даже и ушел такой ключевой игрок, как Денисов. Его на месте опорника вполне заменит Анатолий Тимощук, возвращающийся в «Зенит» из немецкой «Баварии» – еще один громкий трансфер межсезонья. Тимощук отличается от Денисова в более оборонительную сторону, но в целом замена произойдет по позиции. Она не нарушит рациональную игру питерского клуба на результат, которую «Зенит», приобретя дорогостоящих иностранных «звезд», в основном и демонстрировал последнее время – когда успешнее, когда не совсем.

Другое дело, что расставание с Денисовым выглядит точкой невозврата для прежней игры «Зенита», базировавшейся на российских футболистах, важную часть которых составляли воспитанники петербургского спорта. Это был самый симпатичный, самый эмоциональный и самый успешный «Зенит» XXI века. Но, достигнув определенного – довольно высокого – уровня, питерская команда никак не могла шагнуть еще выше. А ее супербогатым владельцам и спонсорам хотелось. В какой-то момент главная ставка была сделана на селекционную работу. Однако яркие новички «Зенита» не сливались органично со старожилами на поле – ни россияне (например, нападающий Бухаров), ни иностранцы (лучшие годы в России того же Данни пришлись всетаки на московское «Динамо»). Игра не расцветала новыми красками.

Тогда «Зенит» приобрел в прошлом году иностранцев дорогих – бразильского нападающего Халка из сборной пентакампеонов и полузащитника Витселя из сборной Бельгии. Их заоблачные контракты, напомним, и стали яблоком раздора клуба с российскими футболистами «Зенита», застрельщиком среди которых выступил Денисов. Дошло до того, что он на почве заработков не вышел на игру против «Крыльев Советов» – то ли сам отказался, то ли по решению руководства клуба был отстранен. После этого Денисова в наказание за конфронтацию перевели в дубль.

Позже стороны вроде бы достигли примирения: Денисов играл и за «основу» питерцев, и за сборную России. Однако трещину было уже не заклеить – слишком большая и с острыми краями.

Не склеивалась и игра дорогостоящих новобранцев с ветеранами клуба (тут у «Зенита» все шло по привычной колее). Каждый тянул одеяло на себя, ожидавшегося эффекта от миллионных вливаний в селекцию не произошло.

Новички не блистали, ветераны блекли – у Кержакова сбился прицел. Исходя из этого, главный тренер Лучано Спаллетти накануне нового сезона, возможно, получил свободу действий в подборе игровых кадров – вплоть до права жертвовать старожилами, если потребуется. Денисов, понятно, ломоть отрезанный: подобные конфликты все равно рано или поздно заканчиваются расставанием. А тут Игорю выгодный контракт подвернулся от сорящего деньгами «Анжи». Однако немногим раньше «Зенит» не захотел иметь в игровой обойме Семака, не продлив с ним контракт как с футболистом. У Семака возраст, конечно, серьезный для спорта, но не настолько, чтобы испортить борозду в нынешнем «Зените». Поговаривали и о возможном уходе из Питера защитника Анюкова, полузащитника Широкова. Все это свидетельствует о том, что Спаллетти намерен перестраивать команду, устав стоять ногами на двух кочках. Хотя «Зенит» есть «Зенит»: вряд ли итальянскому специалисту дадут совсем уж полную волю. Недаром к возвращению в Питер близок Андрей Аршавин, который Спаллетти, скорее всего, не нужен. Заточить игру наставник попробует под игроков, приглашенных с его подачи: что из этого выйдет – скоро увидим.

Продолжать построение игрыпредстоит и махачкалинскому «Анжи». Пока этот денежный мешок российского футбола действует чисто арифметически: купил известного футболиста за такую-то сумму, прибавил к имеющимся игрока за еще более крупную. Но успех в футболе – это не чистая арифметика, как показала лихорадка «Анжи» на финише прошлого сезона, когда дагестанский клуб сам вышел из борьбы за «золото», несмотря на Гууса Хиддинка у руля. Требуется, перефразируя Пушкина, поверить алгебру гармонией. Создавать игровую гармонию «Анжи» продолжит Хиддинк: у него для этого есть еще сезон. Старина Гуус не ушел на безбедную пенсию, как ожидалось, а продлил контракт с клубом Сулеймана Керимова. Хиддинку в «Анжи» тоже предстоит доказать, что он величина не арифметическая, а в первую очередь – творческая. По словам голландца, он остался, так как в Махачкале хотят сделать свою команду еще сильнее, усилить глубину состава, которой прежде не всегда хватало. Теперь, надо полагать, запас глубины хороший: остался в команде Диарра, который подумывал о переходе в Западную Европу, появились Денисов, полузащитник Алексей Ионов из «Кубани», пробовавшийся в сборной страны.

Уже глубина с российским паспортом получается, что очень важно при лимите на легионеров. Такому футбольному художнику, как Хиддинк, есть где развернуться при желании. Покинул, правда, лагерь «Анжи» его символ начала возрождения Роберто Карлос, отправившийся работать тренером в Турцию. Однако сегодня эта потеря для Махачкалы не смертельна: Карлос сделал свое дело.

Из других переходов нынешнего российского межсезонья выделяется смена полузащитником сборной России Денисом Глушаковым «Локомотива» на «Спартак». По значимости этот переход стоит вторым после трансфера Денисова. Вообще же трансферное «окно» в футбольной премьер-лиге России официально открывается 1 июля. До 6 сентября, когда оно захлопнется, мы, возможно, увидим еще много интересного.

Владимир Пугачев