Если на плечи россиян переложат затраты на восстановление ЖКХ, то каждому жителю страны придется заплатить в среднем по 63 тыс. рублей, посчитали аналитики компании «Финэкспертиза». В целом, по данным Минрегиона, на функционирование отечественного ЖКХ требуется 9,1 трлн. рублей. Где взять эти деньги? Об этом мы спросили у министра регионального развития РФ Игоря СЛЮНЯЕВА во время его визита в Ульяновск.
Пресс-конференция федерального чиновника прошла в конце дня 10 июня, после объезда ряда строительных площадок Ульяновска вместе с губернатором Ульяновской области Сергеем МОРОЗОВЫМ.
— Сегодня набирает обороты движение по общественному контролю ЖКХ. Какую роль общественных организаций в этом процессе видите вы?
СЛЮНЯЕВ:
— Важно призвать к порядку управляющие и ресурсоснабжающие организации. А также выработать системный подход по отношению к тарифам, нормативам потребления и совокупному платежу. Задача общественных организаций — это контролировать. Мы ведь говорим о том, что с потребителей коммунальных услуг надо спрашивать за своевременную их оплату или вводить стимулирующие меры для установки приборов учета — это ответственность собственников жилья. А общественные организации должны помогать муниципалитетам наводить порядок в жилищно-коммунальной сфере.
— На прошедшем Госсовете много говорилось о том,что для реанимации ЖКХ не хватает денег, нужны триллионы инвестиций. Но где их взять, если не с населения?
СЛЮНЯЕВ:
— Правительство сейчас находится в поиске источников финансирования. Привлечь инвестиции в ЖКХ можно только через комплексный подход. Во-первых, это средства бюджетной системы. В коммунальную инфраструктуру необходимо вкладываться! Во-вторых, качественная услуга — это еще и качественное управление. Это означает, что на всех уровнях власти и бизнеса необходимо иначе подойти к вопросам функционирования самой системы. Вот я скажу, есть такое понятие, как «небаланс». Примерно 60% совокупного платежа — это два вида услуги: горячее водоснабжение и теплоснабжение. Однако если сопоставить объем произведенной тепловой энергии и ГВС с объемом их потребления — это две большие разницы. Причина в том, что в ЖКХ мы живем наследием Советского Союза. Когда-то тепловая энергия была продуктом когенерации, и даже такого понятия, как Гигакалория, не было, никто не считал. Также мы не считали и затраты на содержание теплотрасс. В итоге стали заложниками этой ситуации. Мы производим больше, чем потребляем, а разницу оплачивает потребитель (хозяйствующие субъекты и жители нашей страны). Проблему небаланса необходимо решать, повышая качество управления, через оптимизацию систем теплоснабжения, водоснабжения и регулируя на федеральном и региональном уровнях эти вопросы законодательно и технически.
— В этом вопросе, кстати, также нет единого мнения, мы видим, что каждый пытается переложить на другого ответственность за уровень платежей населения…
СЛЮНЯЕВ:
— Есть три основные вещи, которые влияют на коммунальный платеж. Первое — это тариф. Уровень тарифа устанавливает Российская Федерация, однако сам тариф устанавливает субъект федерации, это полномочия региональных властей. Второе — норматив на потребление. Чьи полномочия при установлении норматива? Региональных властей. Третье. Если не хватает денег у домашних хозяйств и более 22% от совокупного дохода уходит на коммунальные платежи, включаются меры социальной поддержки. Чьи это полномочия? Это полномочия региона! Я считаю, что только в тесном контакте потребителей коммунальной услуги, ресурсо-снабжающих организаций, управляющих компаний, местных, региональных и федеральных властей можно навести порядок. Для этого нужна хотя бы стратегия: мы должны понимать, куда мы идем и какими шагами. Вопрос привлечения денег — это элемент такой стратегии. Считаю, что наряду с бюджетной системой в этом должен принимать участие и бизнес через инвестпрограммы ресурсоснабжающих организаций. Есть и другие инструменты, например, субсидирование процентных ставок, облигационные займы. Все это в рамках проекта программы ЖКХ мы готовим в качестве предложений рынку.
— А с предложениями Сергея Морозова, которые он возил на Госсовет, вы знакомы?
СЛЮНЯЕВ:
— Я открою вам секрет. Когда было принято пресловутое 354-е постановление, мы с Сергеем Ивановичем были в постоянном контакте. И более того! То, что возникло потом 344-е постановление, уточняющее 354-е, — в этом большая заслуга Ульяновской губернии и лично Сергея Ивановича Морозова. Конечно, я с ними знаком, очень много дельных предложений, и мы постарались их максимально учесть в нашей работе.
Алексей Николаев