ТСЖ – это одна из самых прогрессивных на сегодняшний день форм общественного контроля в ЖКХ. И одновременно это также одна из самых коррупционных форм и обличий, которые может принимать управляющая компания.

Зачастую под вывеской «товарищества» на самом деле действует банальная управляющая организация. Отличия кардинальные. У некоммерческого ТСЖ основная задача – управление домом, в то время как УК преследует своей главной целью получение прибыли. В Ульяновске есть как минимум два типа товариществ: реальные (включающие в себя один-два дома) и так называемые лже-ТСЖ – огромные ЖКХ-монстры, охватывающие десятки многоквартирных домов. И если в первом случае жильцы (члены ТСЖ) действуют заодно и в общих интересах, то во втором между правлением и жильцами часто разгораются нешуточные конфликты.

Призванный жителями на помощь, корреспондент «Управдома» принял участие сначала в собрании жителей ТСЖ «Левобережное», а затем и в своеобразной «очной ставке», на которой собственники попытались получить ответы на свои вопросы от председателя названного товарищества.

С жителей – по нормативу, ресурсникам – по счетчику?

По словам Юрия НАЗАРОВА (на фото), одного из членов «Левобережного», все девять домов, относящиеся к ТСЖ, оприборены на сто процентов. В частности, в его новом доме, расположенном на бульваре Киевском, счетчики стояли изначально.

– Несмотря на это, много лет – вплоть до сентября прошлого года – ТСЖ брало с жителей за теплоснабжение по нормативу, а расплачивалось с тепловиками за фактически потребленный ресурс. Зачем? Очень просто: жители переплачивали примерно в полтора раза больше, чем получали тепловики. Догадываетесь, где оседала эта разница? – спрашивает Юрий Андреевич.
В связи с этим НАЗАРОВ подал два исковых заявления в суд в 2011 и 2012 годах. В итоге его требования были удовлетворены лишь частично: перерасчет за переплату сделали лишь ему одному, а вот деньги остальным жителям не вернули (кстати, речь идет о миллионах рублей).

Очная ставка

Чтобы прояснить ситуацию, мы решили организовать встречу наиболее активных жителей с председателем товарищества.

– С сентября 2012 года, согласно 354-му постановлению, мы производим начисления собственникам по приборам учета. Назарову – по решению суда – мы сделали перерасчет в апреле. Что касается остальных жителей, то в прошлом году на общем собрании (в тот момент у нас был другой председатель – Валентина Косоногова) мы приняли решение, чтобы «зачесть» эту переплату в счет долгов за горячую воду, – поясняет руководитель «Левобережного» Ольга ДЕМЕНТЬЕВА.

– Так откуда же взялись эти долги за ГВС? – интересуются жители. – И где гарантия, что сумма «переплаты» за отопление равна сумме образовавшегося долга?

– Это вопрос к предыдущему руководству, я не в курсе, – парирует Ольга ДЕМЕНТЬЕВА. – Могу лишь сказать, что сейчас долгов на домах за ГВС нет.

Не согласны? Идите в суд!

На общем собрании в августе 2012 года были приняты решения и по многим значимым вопросам. К примеру, вносились изменения в Устав, утверждались новые тарифы и т.п. Поскольку собраться вместе все 1300 членов ТСЖ, живущие в разных домах, не могут, то голосование шло по так называемым «доверенностям».

– Я лично ходил по квартирам и показывал эти «доверенности» людям: они уверяют, что ничего подобного не подписывали, – уверяет НАЗАРОВ. – На мой взгляд, эти документы были подделаны. Да и написаны они словно «под копирку» – как можно после этого доверять руководству товарищества?!

Отметим, однако, что по поводу «неправомочных» решений этого собрания по иску от Юрия НАЗАРОВА районный Заволжский суд вынес решение в пользу ТСЖ. Впрочем, мужчина не намерен сдаваться и уже подал апелляционную жалобу.

– Взять хотя бы последнее собрание в мае этого года: объявления на подъездах повесили небольшие, напечатанные мелким шрифтом. В итоге, конечно, это собрание не состоялось, и теперь оно проводится вроде как «заочно», – продолжает рассказывать НАЗАРОВ. – В повестке значится вопрос об избрании новых членов правления, которых мы даже не знаем. При этом наши предложения жильцов по составу правления игнорируются.

Ольга ДЕМЕНТЬЕВА в ответ на это только разводит руками и предлагает жителям подать в суд либо голосовать «против», если они с чем-то не согласны.

Стена непонимания

– А вы знаете, как они общаются с жителями, когда мы приходим со своими вопросами в правление? «Идите отсюда и не мешайте нам работать!» – жалуется нам жительница дома №4 по ул. Авиастроителей Мери ШИШКОВА. – На свои вопросы я получаю одни отписки. Например, мне очень хотелось бы выяснить, откуда на нашем доме образовался в 2011 году огромный долг за ГВС почти в 500 тысяч рублей? В частности, именно для его компенсации якобы и пошли средства с «переплаты» за отопление.

В ответе на этот вопрос, председатель снова, как и в прошлый раз, сослалась на предыдущее руководство. Но вот что действительно странно, так это то, что предыдущее-то руководство никуда не делось, бывшая председатель ТСЖ по сей день входит в правление «Левобережного». Отчего же тогда это «незнание» вопроса, или члены правления не только с жителями, но и между собой не общаются?..

Справедливости ради, стоит отметить, что техническим состоянием своих домов и их обслуживанием те же собственники вполне довольны. А не устраивает их, прежде всего, финансово-экономическая непрозрачность работы их ТСЖ. По крайней мере, та информация, которая присутствует на официальном сайте ТСЖ, жителей совсем не удовлетворяет – ни по полноте, ни по качеству ее подготовки.

На наш взгляд, основная причина такого положения, как уже говорилось выше, – слишком большое число домов в товариществе. Управлять таким хозяйством «демократическими» методами практически невозможно, однако авторитарные способы руководства для такой некоммерческой структуры, как ТСЖ, – это насмешка над самим принципом товарищества.

Сергей Соболев