10 июня 2013 года ушла из жизни Галина Алексеевна Сергеева.
На протяжении десятилетий она поднимала хоровое искусство и культурный уровень школьников целого района – Нижней Террасы.
Ее ученики – представители разных поколений – не смирились с потерей своего учителя. А коллеги по Детской школе искусств № 2 (ранее ДМШ № 2) хотят увековечить память о педагоге, директоре и настоящем друге присвоением Детской школе искусств имени Галины Сергеевой, занесением его в Золотую книгу почета Ульяновской области и проведением фестиваля детского творчества.
Семь женщин разных возрастов пришли в редакцию «СК» поделиться воспоминаниями о Галине Алексеевне. Все они говорили, какой она была – красивой, высокой, улыбчивой, с добрым взглядом, умела заражать детей любовью к музыке, пению и обладала редким даром любить всех вокруг «без табели о рангах». На работе она не просто «занимала должность»: ей словно мало было детей в музыкальной школе, рассказала бывшая ученица, а затем и коллега Сергеевой, преподаватель по классу фортепиано ДШИ № 2 Ольга Пастухова. Галина Алексеевна пришла в общеобразовательную школу № 41, организовала в ней четыре детских хора и хор учителей, впервые открыла хоровые классы. Честь 41-й школы на различных конкурсах защищал и сводный хор из 600 учащихся!
Свою трудовую деятельность Галина Алексеевна начала сразу после окончания школы, в 1958 году. Тогда ей не было и 18 лет: родилась она 14 декабря 1940 года. В своих воспоминаниях она, выпускница центральной музыкальной школы Казани, записала: «Моим любимым предметом был хор… Каждое выступление с хором было самым волнующим праздником в жизни».
В Ульяновске, уже работая, она поступила в музыкальное училище. Ей повезло, что в те годы люди в системе образования отдавались своему делу неформально. Абитуриентке, явившейся конкурсной комиссии слишком поздно – после окончания вступительных испытаний, – дали шанс показать себя и, послушав ее пение, тут же зачислили на первый курс. Но и этого образования ей, стремившейся к совершенству, было мало. В возрасте 45 лет она поступила в Ульяновский пединститут и закончила филологический факультет. Такими же трудолюбивыми и целеустремленными выросли ее ученики.
В 41-й школе пели все. Каждый имеет уши, но не у всех есть музыкальный слух, однако Сергееву это не смущало. Она брала в хор целыми классами – по такому же принципу теперь работает ее выпускница Марина Лосева в гимназии № 3. Пение любили и девочки, и мальчики, рассказала Светлана Алпарова, педагог-воспитатель суворовского училища. По ее словам, Галина Алексеевна умела создать такой настрой, что дети думали только о содержании песен будь это песня о маме или о солдате. А песни она подбирала прекрасные – Пахмутовой, Кабалевского, Чичикова, Дубравина, со словами о вечном, добром, прекрасном. Пели и музыку сложную – Моцарта, Глинку, справлялись с трех- и четырехголосием, пели акапелльно. Бывший завуч школы №41, учитель русского языка и литературы Ольга Касаткина вспоминает, что хор учителей выступал в районах области, выезжал в Пензу, а дети побывали в самой поющей республике бывшего Союза – в столице Латвии, Риге. Неудивительно, говорит она, что выпускники тех далеких лет помнят не уроки, а ту жизнь, которая шла в школе после уроков: вечера, подготовки к праздникам и, конечно, занятия в хоре.
– Она знала, что цыплят по осени считают, – пояснила Ольга Пастухова. – И знала, что «осень» может быть не первой и даже не второй. Сейчас мы видим, что все, кого она «обожгла» любовью к музыке, так и не расстались с ней. Общение с Сергеевой ни для кого не прошло напрасно.
Галина Сергеева любила и поэзию. Она знала наизусть более трех тысяч стихов! Классиков и современников она читала, как настоящая артистка.
Ольга Касаткина рассказала, что Галина Алексеевна выступала со стихами не только на городских концертах, но и ездила в димитровградскую колонию. Иногда после этих поездок она получала письма от осужденных… А в преклонном возрасте, когда здоровье уже не позволяло заниматься любимым делом, она стала работать в воскресной школе, и, вспоминает Алина Маджидова, пяти-шестилетние дети, затаив дыхание, слушали сказки, которые у нее были на все случаи жизни, и, конечно, с удовольствием пели. Алина не училась у Сергеевой в хоровом классе, но ее влияние на маленькую девочку оказалось таким сильным, что она не смогла расстаться с музыкой. Уже получая техническое образование, Алина поступила в музыкальное училище и, кроме того, несколько лет поет в церковном хоре.
– Галина Алексеевна была не просто учителем, она становилась другом для каждого, рассказала Марина Лосева. – К ней можно было прийти с любой проблемой, попросить совета – времени хватало на всех.
Зинаида Октябрьская, тоже дирижер-хоровик из ДШИ № 2, последовательница Сергеевой, добавляет, что у Галины Алексеевны была толстенная записная книжка с номерами телефонов всех ее учеников: каждого она поздравляла с днем рождения и наступающим Новым годом. Спустя годы она помнила о каждом, кто куда поступил или куда уехал, расспрашивала о родителях и детях. Неудивительно, что проводить Галину Сергеевну в последний путь пришли не только ее ученики, но и их родители.
До последних дней, несмотря на все изменения, произошедшие в стране с тех далеких советских времен, Галина Алексеевна жила с единственным кредо, выраженным в словах композитора Дмитрия Кабалевского: «Прекрасное пробуждает доброе». Именно эти слова ее коллеги планируют сделать девизом будущего фестиваля детского творчества имени Галины Алексеевны Сергеевой.
Анна Михайлова