Жесткую оценку состоянию жилищно-коммунальной сферы региона дал 28 июня в ходе координационного совещания по этой проблеме прокурор области Сергей Хуртин. Ситуацию в целом он назвал критической.

В своем докладе прокурор привел целый ряд беспрецедентных цифр и фактов, демонстрирующих состояние дел в отрасли. Изношенность объектов ЖКХ достигает в области 77 процентов, сказал Сергей Хуртин. 164 жилых дома признаны аварийными и еще 2852 – ветхими, что, на наш взгляд, практически одно и то же, называется только поразному. Нарушения, в том числе преступления, со стороны коммунальных предприятий исчисляются сотнями, как и поданные прокуратурой иски в суды, сделанные представления и предупреждения в адрес органов власти разных уровней. Злоупотреблений при использовании денежных средств ЖКХ в прошлом году было выявлено на сумму 300 млн рублей, за первую половину текущего года – уже миллиард.

Состояние с нормативным регулированием сферы ЖКХ прокурор деликатно назвал ненадлежащим, мы же считаем его полностью разваленным. Занимающиеся отраслью чиновники некомпетентны, непрофессиональны и безответственны. В выступлении Хуртина в качестве примера было названо введение в прошлом году экономически необоснованных нормативов на жилищно-коммунальные ресурсы, включая ОДН, отмененных позже прокуратурой и судом.

Введение это стоило бюджету, между прочим, миллионы рублей, выплаченных регионом самарской фирме «Рога и копыта» за разработку незаконных нормативов. Деньги выброшены на ветер, но никто из сотрудников облправительства, ни директор департамента цен и тарифов Сычев, ни его шеф, министр экономики Асмус, никакого наказания за попусту растраченные деньги не понес. Они как ни в чем не бывало продолжают руководить отраслью и только что объявили об очередном повышении тарифов.

Коллегам из других правоохранительных органов Сергей Хуртин попенял за слабую организацию оперативно-розыскной деятельности в этой сфере, за отсутствие системной работы по выявлению преступных схем завышения предприятиями затрат и, как следствие, завышения ими тарифов. Практически ничего не делается по пресечению легализации преступных доходов, вывода средств за рубеж, их обналичивания. Не используется «такой важнейший источник информации, как многочисленные материалы СМИ о злоупотреблениях… руководителей коммунальных предприятий».

Последнее мы можем подтвердить на собственном опыте. Мы исписали не одну тонну бумаги, расследуя вместе с жителями Ульяновска, теплотехниками по специальности, хитроумную схему со счетчиками горячей воды и тепла, с помощью которой поставщики тепловой энергии безбожно обирают население, взимая с него за этот ресурс в пять раз больше его реального потребления. Никто не представил убедительных возражений на наше расследование, но все молчат. Молчит областная и городская власть, порождая подозрение в ее ангажированности, молчат и органы правопорядка, то ли робея перед хозяевами энергетики, то ли не зная, с какого конца к ним подобраться. Между тем эта схема незаконно высасывает из ульяновцев миллиарды рублей в год.

Или еще. Процессы, которые идут в ЖКХ, мы чаще всего освещаем на нескольких показательных домах. Один из них – по адресу: улица Карла Либкнехта, 30. Писали, в какую халтуру и грабеж вылился на этом доме (а значит, и на других) так называемый капитальный ремонт в рамках 185-го закона. Называли инициаторов этой аферы в Ульяновске, ушедших позже на повышение. Широко освещали, что творилось с оплатой отопления, когда выяснилось, что в доме уже два года стоят счетчики тепла, по показаниям которых управляющая компания (УК) рассчитывалась с энергетиками, беря с жильцов плату по нормативу. В результате только в октябре-ноябре 2012 года жильцы дома были ограблены на сумму, близкую к 100 тысячам рублей. Сообщали, что они, жильцы, обратились с заявлением в Следственное управление (СУ), указав на признаки мошенничества в действиях УК. СУ переправило заявление в жилищную инспекцию, где все и заглохло. Какая уж тут оперативно-розыскная работа! Прокурор неспроста устроил этот разбор полетов, ведь ЖКХ из социально-экономической проблемы стремительно превращается (в немалой степени усилиями ульяновских властей) в проблему политическую. В криминальную же она превратилась уже давно.

Юрий Кашинский