В Ульяновской области первый раз наградили работников различных предприятий знаком «За трудовую доблесть». Восемь человек получили награды за отличное выполнение трудовых обязанностей. Однако по-настоящему доблестными работниками являются другие люди.

Знак «За трудовую доблесть» – это возрождение медали советского образца. В СССР такая награда появилась в конце 30-х годов, в самый разгар пятилеток. Восемь человек, награжденных в Ульяновской области, отмечены за верность профессии и достижения в работе. Среди них есть машинист из Ульяновска, сушильщица из Инзы, акушерка из Радищево, водитель из Новоспасского. Власть постаралась показать, что все профессии одинаково престижны.

Но у этой медали есть и другая сторона. Облчиновникам, которые приезжали на празднование 375-летия Базарного Сызгана, жители поселка рассказали об условиях труда на одном из предприятий этого поселка. На картонно-бумажной фабрике, как говорили люди, очень плохо с ними обращаются – обзывают, унижают, сама фабрика в удручающем состоянии. Зарплата, если верить рассказам жителей, при этом крайне мала – четыре тысячи рублей в лучшем случае.

Когда-то эта фабрика была действительно хорошим предприятием – появилась она еще в 1938 году. Но с тех пор, в особенности с развалом Советского Союза, жизнь на бумфабрике, как ее называют местные, еле теплится. Сейчас ею владеют тольяттинцы, условия труда ужасные, но работать негде, и приходится трудиться хотя бы там.

Этим людям, пожалуй, знак «За трудовую доблесть» пришелся бы впору надо быть храбрым человеком, чтобы работать в таком месте. Тем более, когда все односельчане стремятся из поселка уехать – либо насовсем, либо на заработки.

В контексте ситуации на бумфабрике зашла речь на заседании правительства о трудовой дискриминации и способах борьбы с ней. Сейчас на федеральном уровне уже принят один закон на эту тему. Согласно ему, сражаться с теми предприятиями, которые притесняют своих работников, будут с помощью широкого информирования населения и работодателей о запрете и ответственности за распространение «информации дискриминационного характера». Под этой размытой формулировкой понимаются сведения о свободных рабочих местах, которые содержат прямое или косвенное ограничение прав, или об установлении прямых или косвенных преимуществ в зависимости от пола, возраста. То есть организации не смогут отныне размещать информацию о вакансиях, где нужны только девушки, только молодые или только некурящие люди.

Каким образом эта мера поможет тем же работникам картонной фабрики – совершенно не ясно. Остается надеяться лишь на слова властей региона, которые с апреля обещают, что с трудовой дискриминацией будут бороться целым комплексом мер. В понедельник уже было подписано распоряжение, которое предполагает, что за нечестными предприятиями будут следить профсоюзы, общественные организации, Союз промышленников и предпринимателей. Однако настораживает один момент: – Комплекс мер, прописанных в распоряжении, предусматривает широкое информирование граждан и работодателей о запрете и ответственности за распространение информации дискриминационного характера, – сообщают в пресс-службе правительства области. Эта работа будет вестись посредством организации «горячих линий», разъясняющих законодательство, а также взаимодействия центров занятости с Государственной инспекцией труда в сфере восстановления нарушенных прав при приеме на работу молодых специалистов и лиц предпенсионного и пенсионного возраста.

Неужели работа сведется к простому информированию о том, чего нельзя делать, а что можно? Разъяснением этого будет заниматься и «горячая линия», которую собираются открыть для таких случаев. А вот повлиять на политику частных организаций государство вряд ли сможет, и на многочисленных предприятиях, которые работают так же, как картонная фабрика в Базарном Сызгане, будут продолжать оскорблять, унижать и при этом чудовищно мало платить. Работать люди при этом там будут – больше просто негде.

Степан ГОРИН