В жизни бывает масса неприятных ситуаций, когда люди теряют память, становятся жертвами несчастных случаев и установить их личность без документов практически невозможно. Дактилоскопическая информация может оказать неоценимую помощь в таких случаях, так как отпечатки пальцев – самый точный способ опознать человека.
Недавно в своем интервью глава ФМС России Константин Ромадановский произнес такую фразу: «Дактилоскопия – это не страшно!».
Действительно ли это «не страшно» и для чего она необходима? На эти вопросы и не только отвечает начальник отдела паспортной работы и регистрационного учета УФМС России по Ульяновской области Ирина Веселова.
– Что такое добровольная дактилоскопическая регистрация?
Дактилоскопия это информация об особенностях строения капиллярных узоров пальцев рук человека, то есть отпечатки пальцев. Сейчас, как и ранее, снятие отпечатков пальцев является обязательной процедурой для граждан, нарушивших законы Российской Федерации. Добровольная дактилоскопическая регистрация другое дело, она нужна, прежде всего, для идентификации личности. Поэтому такая регистрация важна для самих граждан и делается, прежде всего, в их интересах.
– Расскажите о положительных моментах дактилоскопирования. Некоторые люди уже смогли оценить преимущества добровольной дактилоскопической регистрации, когда утерянные паспорта и другие документы были восстановлены по имеющимся в базе дакто-картам. Кроме того, в современных динамичных, быстро изменяющихся условиях никто из нас не застрахован от природных катаклизмов и техногенных факторов. На сегодняшний день каждому человеку, прошедшему дактилоскопическую регистрацию, гарантировано установление личности при несчастных случаях, наводнениях, землетрясениях, пожарах, террористических актах, авиационных и железнодорожных катастрофах. Особое значение дактилоскопическая регистрация имеет для людей, страдающих расстройствами психики. В случае, когда человек не в состоянии сообщить о себе никаких сведений, дактилоскопия может по мочь родственникам больного найти пропавшего члена семьи.
– Как проходит дактилоскопическая регистрация?
Дактилоскопирование граждан проводится по их письмен ному заявлению, а также по заявлению родителей (усыновите лей или опекунов, попечителей) граждан, признанных в установленном законодательством порядке недееспособными или ограниченных судом в дееспособности, малолетних и несовершеннолетних. Осуществляется оно в день обращения. После этого гражданам по их просьбе выдается справка о прохождении добровольной государственной дактилоскопической регистрации.
Максимальный срок оформления справки один час. Для проведения добровольной дактилоскопической регистрации необходимо иметь следующие документы: паспорт гражданина Российской Федерации; свидетельство о рождении для детей, не достигших 14летнего возраста. Опекуны или попечители предъявляют паспорта и свидетельства об опекунстве или попечительстве. Не дееспособные граждане соответствующие документы.
– Сколько по времени хранятся дактилоскопические данные и как уничтожаются?
Информация уничтожается в случае установления факта смерти лица, прошедшего добровольную государственную дактилоскопическую регистрацию по сообщению родственников или других лиц в подразделения УФМС на основании свидетельства о смерти. Кроме того, гражданин, прошедший добровольную государственную дактилоскопическую регистрацию, имеет право обратиться в территориальные структурные подразделения УФМС и МВД по месту жительства с заявлением об уничтожении дактилоскопической ин формации.
Дарья ПАРШИНА, Специалист по связям с общественностью УФМС России по Ульяновской области.