Управление государственного автодорожного надзора (УГАДН) по Ульяновской области в ходе проверок выявляет массу нарушений со стороны индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в по’ рядке технического обслуживания транспортных средств. Между тем все большему числу предприятий содержание собственного автопарка становится не по карману. Решением проблемы является аутсорсинг – транспортное обслуживание сторонней организацией.
От ремонта до ремонта
Согласно Федеральному закону от 10.12.1995г. №196 «О безопасности дорожного движения» юридические лица и индивидуальные предприниматели, владеющие транспортными средствами, обязаны: организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения; соблюдать установленный законодательством РФ режим труда и отдыха водителей; создавать условия для повышения квалификации водителей и других работников автомобильного и наземного городского электрического транспорта; анализировать и устранять причины дорожно-транспортных происшествий и нарушений Правил дорожного движения с участием принадлежащих им транспортных средств. Необходимо проводить периодические и предрейсовые медицинские осмотры водителей, обучать их навыкам оказания доврачебной медицинской помощи пострадавшим в ДТП. Медосмотр может проводиться медработником на самом предприятии (в этом случае должно быть оборудовано помещение не менее чем из двух комнат со спецоборудованием и мебелью) или же по договору в учреждении здравоохранения. Также владелец автопарка обязан обеспечить регулярный технический осмотр, обслуживание и ремонт автомобилей. При этом, если пункт ТО располагается на самом предприятии, он должен обладать соответствующей лицензией.
Проверки УГАДН показывают, что не все предприятия правильно понимают и исполняют свои обязанности в этом вопросе. Чаще всего не соблюдаются сроки проведения технического обслуживания транспортных средств, нарушается порядок проведения работ по техобслуживанию и ремонту или же ТО не проводится совсем – машины ремонтируются только после поломки.
Нарушения допускаются в том числе владельцами транспортных средств, перевозящих пассажиров и детей. В частности, должным образом не обслуживаются школьные автобусы в Мелекесском, Инзенском, Вешкаймском, Новомалыклинском, Базарносызганском, Барышском, Новоспасском, Тереньгульском, Сенгилеевском и Старомайнском районах. Всего за последний год УГАДН было выдано 75 предписаний, составлено 19 протоколов об административных правонарушениях.
Снять головную боль
Очевидно, что выполнение всех требований 196-го закона для многих предприятий и организаций – непозволительная роскошь. Даже наличие одного авто требует содержания транспортного отдела, ведь кто-то должен заниматься регистрацией в ГИБДД, страхованием, обеспечением своевременного технического обслуживания, организацией ремонтных работ в случае ДТП, организацией хранения автомобилей, выпуском на линию, контролем использования и расхода ГСМ, подбором и содержанием водителей, а также разработкой и соблюдением нормативной документации и бухгалтерским сопровождением (путевые листы, списание ГСМ, учет отпусков и так далее). И если компаниям, где перевозки – ключевой бизнес-процесс, деваться некуда (все расходы они включают в себестоимость своих услуг), то те, для кого корпоративный транспорт лишь средство передвижения, вынуждены либо отказываться от автомобилей, либо заключать договоры на транспортное обслуживание со сторонними фирмами.
Здесь возможны два варианта: использование такси и транспортный аутсорсинг. Если компании требуется минимальное количество поездок, использование такси будет целесообразным.
Но в отличие от комплексного транспортного обслуживания такси будет дороже. Предоставление автомобиля на длительный срок позволяет снизить стоимость аренды до 50 процентов. При аутсорсинге имеющийся большой парк автомобилей и штат сотрудников, который используется для одновременного обслуживания нескольких компаний, позволяет обеспечивать стабильное обслуживание даже в случае возникновения нестандартных ситуаций; появляется возможность оперативно пополнять автопарк в случае необходимости; предприятие может максимально точно и на длительный период спланировать транспортные расходы; значительно сократится объем документарной и бухгалтерской работы; снизится риск недобросовестности контрагентов, так как компания работает с одним подрядчиком, в лице которого получает полный комплекс услуг. Наконец, транспортная компания занимается бизнесом профессионально, а значит, за счет экономии от масштаба, более эффективной системы управления транспортом, низких закупочных цен транспортный аутсорсинг зачастую может быть не только удобнее, но и эффективнее содержания собственного автопарка.
Впрочем, и транспортный аутсорсинг не является панацеей. Необходимо рассматривать каждый конкретный случай в отдельности. В каком-то случае может быть эффективно закупать собственный автопарк, в другом случае воспользоваться финансовым лизингом или кредитом, в третьем – обычным такси. Но многие компании за рубежом уже давно делают свой выбор в пользу аутсорсинга. И открывая представительства в России, тоже пользуются услугами транспортных компаний. Но в то же время и многие российские предприятия начинают понимать преимущества этого продукта и передают непрофильное направление профессионалам.
Дмитрий Минаев