Комплекс мер по борьбе с трудовой дискриминацией оказался пустышкой. В то же время на многих предприятиях ситуация только усугубляется.

6 июля мы писали о так называемых мерах по борьбе с дискриминацией в статье «Унижают, а больше работать негде». Там рассказывалось, в том числе, о распоряжении, которое было уже подписано и содержало список действий, которые должны быть предприняты для наведения порядка в тех организациях, где работается людям не лучшим образом.

Руководству области пришлось признать, что этот документ оказался лишь очередной отпиской.

Подписан он тоже по недосмотру – на подпись губернатору министр труда и соцразвития Анатолий Васильев подсунул его прямо перед заседанием по трудовой дискриминации. Заветную подпись чиркнули, а потом только документ просмотрели.

– Подготовлен он откровенно плохо, не надо мне на ходу такие документы подсовывать, – заявил губернатор Сергей Морозов на заседании правительства. – Мне принесли его, сказали, что все проработали, а на деле никакие мои поручения по мерам борьбы с трудовой дискриминацией в распоряжение не были вписаны.

Меры в распоряжении оказались действительно смехотворны и несерьезны. Первый пункт – это организация «горячей линии» для населения. Далее – информирование работодателей. Третье – изготовление памяток и буклетов для населения и работодателей… И так далее. Все скатывается, во-первых, к информированию, которое вряд ли будет проведено должным образом, а во-вторых, к жалобам со стороны населения на своего работодателя. На второе не многие пойдут – от страха перед самим же начальником. Об этом, кстати, и сами чиновники говорили – к ним часто обращаются с просьбами разобраться в одном из предприятий, где делают что-то неправомерное, но никаких фактов при этом не приводят. Сложно исправить тоне-знаю-чего, но и население понять можно – кто хочет работы лишиться?

Есть и другая сторона у таких жалоб. В той же статье мы писали о ситуации на картонно-бумажной фабрике в Базарном Сызгане, где над работниками попросту издеваются, а платят при этом гроши. Все факты подтвердились в ходе проверки.

– У нас есть полное основание для приостановления работы фабрики, – заявил зампред правительства Александр Пинков.

Пока закрывать фабрику не стали, дали время на исправление – десять дней есть у руководителей предприятия, чтобы затем отчитаться перед главой администрации и сотрудниками министерства. Если недостатки устранены не будут, то фабрику закроют.

Этого ли добивались те люди, которые пожаловались на своего работодателя руководству области?

Вряд ли. Уволиться они могут всегда сами, а вот лишиться работы просто так никому не хочется.

Между тем проблемы с работой в области нарастают. Обещания чиновников создать массу новых рабочих мест тонут в сообщениях об увеличивающейся задолженности по зарплате, которая в регионе неизменно растет. По состоянию на 5 июля работникам области задолжали более восьми миллионов рублей. Основным виновником называют компанию «САХО-Агро», которая терпит настоящее бедствие.

– На этом предприятии задолженность по зарплате увеличилась на два с лишним миллиона, – говорит министр труда и соцразвития Анатолий Васильев. – Ситуация критическая – «Агролизинг» уже изъял у них технику за долги, а решения по выходу из ситуации нет.

Региональный минсельхоз, впрочем, уверяет, что решение как раз таки есть – как только будет убран урожай, «САХО-Агро» погасит задолженность по зарплате. В сентябре уже никому ничего платить не надо, потому что работы у предприятия сезонные. Тем более не допустят задолженности по зарплате в более чем три месяца – после этого начнется уголовное преследование руководителей фирмы, что никому, разумеется, не нужно. Но вот перспективы у компании рисуются самые печальные – вероятно развитие событий, по которому на следующий год это предприятие рабочих мест не предоставит никому.

Показатели по безработице, которыми принято хвастаться в Ульяновской области, тоже не такие уж и радостные. Если по официальному ее уровню мы находимся на лидирующих позициях в Приволжском федеральном округе, то по расчетам методологии Международной организации труда – ниже середины.

Сергей Гурьянов