Свистопляска вокруг имени экс-сотрудника ЦРУ Эдварда Сноудена показала, во-первых, сколь подлы правительства, а во-вторых, сколь они жалки. Прежде всего это касается, конечно, Европы.

Какими бы мотивами ни руководствовался Сноуден, выдав в свет информацию о тотальной слежке США за гражданами всего мира, он исполнил долг законопослушного человека, обязанного, как известно, сообщать о нарушении закона, если ему об этом нарушении становится известно. За недонесение закон карает – и в США, и в Европе, и в России. Эдварду Сноудену стало известно, что, шпионя за людьми, спецслужбы преступают нормы Конституции США и попирают права не только американцев, но и жителей многих других стран мира, чьи телефоны прослушивают и чьи сообщения в интернете читают. Узнав – сообщил.

О реакции руководства Америки Сноуден, вероятно, знал заранее и потому сделал свои разоблачения из Гонконга, откуда неожиданно для Вашингтона прилетел в Москву.

Так, по крайней мере, считается, хотя подтверждений его пребывания в «Шереметьево» нет. Промежуточным апогеем этой истории стали злоключения с самолетом президента Боливии Эво Моралеса: на пути из Москвы, где Моралес принимал участие во встрече стран – экспортеров газа, ряд европейских правительств отказались пропустить его самолет через свое воздушное пространство. Им померещилось, что на борту лайнера находится Сноуден. В Вене самолет фактически обыскали, но Сноудена не нашли, после чего перед Боливией неуклюже извинились. Главы южноамериканских государств выразили возмущение этой пиратской акцией Европы по отношению к президенту Боливии. А Москва, кстати, чьим гостем был Эво Моралес, промолчала, продемонстрировав, что хозяином мира признает Барака Обаму, которому выдала лицензию на обыск ее гостей и впредь.

Затем страны одна за другой начали отказывать Эдварду Сноудену в политическом убежище, а некоторые стали еще и заявлять, что арестуют его и выдадут США, если он окажется на их территории. Пример Великобритании показал, что, скорее всего, так и будет. Лондон лет десять тянул с выдачей Иордании одного из религиозных радикалов, считая, что на родине ему может грозить смертная казнь. Но тот же Лондон мгновенно согласился экстрадировать Джулиана Ассанжа, заперев его тем самым в посольстве Эквадора, где он находится уже второй год. Ассанж «провинился» примерно тем же, чем и Сноуден: выложил в интернет переписку Госдепартамента США, где американцы уничижительно отзываются о многих своих внешнеполитических партнерах. В том числе европейских. Сноуден добавил к этому, что США шпионят не только за рядовыми гражданами той же Европы, но и за ее руководством.

И их правительства тем не менее поспешили закрыть перед Сноуденом дверь. Отчасти, вероятно, из страха перед США, но, на мой взгляд, именно лишь отчасти. Куда больше они могут бояться собственных народов, если Эдвард Сноуден продолжит публикацию секретных сведений и выяснится, что и они в своих странах делают то же самое ведут за гражданами тотальную слежку и делятся информацией с себе подобными. Но Сноуден может быть доволен: в мире он вызвал такую бурю, что власти, забыв о всех международных правилах, перехватывают гражданские самолеты и ищут, ищут, ищут. Его – Сноудена.

Юрий Кашинский