«Люди, лица, города» ! очередной проект фотографа!любителя Александра Белякова, чьи выставки регулярно проходят в ульяновских музеях. Экспозиция расположилась в выставочном зале «На Покровской» (улица Льва Толстого, 63).
На этой выставке вы не увидите узнаваемых архитектурных образов, здесь нет ни одной фотографии, которая могла бы стать традиционной открыткой. Зато в ней есть настроение, и, наверное, потому в нее органично вписались фотографии из серии «Параллельный мир». Сам фотограф говорит: «Они не информативны, но ассоциативны. Не знаю, понравятся ли они зрителям, но это мой личный глюк».
На них – листья, плывущие по волнам, рыбки просматриваются под бликующей водой, длинные сосульки пламенеют в лучах заката. И в состоянии спокойной созерцательности переходишь к другим снимкам – с заполнившими небо облаками, ночными городами, к графичным черно-белым фотографиям.
– Я не люблю гламура, – говорит Александр Беляков. – Не использую монтаж. Все, что вы видите – таким и было в тот момент. Хотя изредка я позволяю себе побезобразничать. Это раньше, до цифровых фотоаппаратов, задачи были другими. При той отличной оптике процентов 60 зависело от грамотной обработки пленки. А теперь то, что умели немногие, могут практически все.
Беляков – технический инженер, обслуживает самолеты. По долгу службы лет за 30 он облетал почти весь мир: проще назвать места, где не был, чем перечислить те, где побывал.
Любимый город – не Париж или Прага, НьюЙорк или Сочи (в Сочи Александр, кстати, небыл), а небольшой городок Буй Костромской области, где он был крещен. Только там он испытывает состояние душевного равновесия и комфорта.
– Сейчас местные власти озабочены поиском «лица» нашего города. На ваш взгляд, так ли это важно?
– Если национальная идея появится в государстве, то и лицо появится. Как в писании сказано: если в душе нет Бога, ее займет дьявол.
Раньше у России были комсомол и партия.
Кому-то это не нравилось, но это было. Их убрали, но пока ничего взамен не предложили. А что такое Ульяновск в масштабе страны?
Как говорит господин Жириновский, плевок на карте.
– Обязательно быть большим городом, чтобы иметь свое лицо?
– Абсолютно не обязательно. Если посмотрите туристическую карту маршрутов 60-70 годов, то очень удивитесь. Маленькие города, о которых сейчас мало кто знает, были «точками» всесоюзных маршрутов – Чухлома, Галич.
– Признаваясь в подражании Матиссу, вы словно говорите о любви к живописи.
Работы каких художников вам близки?
– Мне очень нравятся Бакст, Коровин. Куинджи люблю, и в Ульяновском художественном музее есть его подлинники: не понимаю, почему их убрали в запасники и давно не выставляли.
Эту выставку автор называет лишь «антуражем» к песням своего давнего друга Владимира Михина. Александр и Владимир уже готовили совместный проект – три года назад, когда обоим исполнилось по 50 лет. «С тех пор мы повзрослели, я стал писать другие песни, отошел от бардовских тематики и стиля, Саша стал делать более серьезные работы, – рассказал Владимир. – Время изменилось, мы изменились, наши друзья уходят, и иногда становится грустно. В нашем возрасте, я точно знаю, ночи стали длинней, а встречи – в три раза ценней».
Анна Михайлова