В последнее время власти часто говорят сразу о двух темах: во-первых, о борьбе с так называемой трудовой дискриминацией, во-вторых, о повышении уровня эффективности работы чиновничьего аппарата. Темы эти пересеклись самым неожиданным образом.
На странное взаимодействие, а вернее, полное его отсутствие между двумя законами автор этих строк наткнулся при просмотре блогов руководителей области. Рядом оказались две заметки, опубликованные директором департамента по вопросам общественной безопасности Людмилой Крутилиной: «Установлена ответственность за трудовую дискриминацию» и «О повышении привлекательности и престижа военной службы по призыву». Сами по себе это обычные заметки в стилистике сообщений пресс-службы, но вместе вызывают недоумение.
Итак, читаем первую заметку. «Федеральным законом… установлен запрет распространения информации о свободных рабочих местах или вакантных должностях, содержащей сведения о каком бы то ни было прямом или косвенном ограничении прав или об установлении… преимуществ в зависимости от пола, расы, цвета кожи… принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, а также других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работников». Длинное предложение, рассказывающее о новом федеральном законодательстве, продолжается перечислением возможных штрафов за подобные нарушения: на граждан – от пятисот до тысячи рублей, на должностных лиц
– от трех до пяти тысяч рублей, на юрлиц – от десяти до 15 тысяч рублей.
Следом идет вторая заметка: «С 1 января 2014 года гражданин не может быть принят на гражданскую или муниципальную службу, а служащий не может находиться на гражданской или муниципальной службе в случае признания его не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований». Более того, далее в сообщении Крутилина пишет: «Гражданам, прошедшим военную службу и имеющим высшее образование, при прочих равных условиях предоставляется преимущественное право зачисления в организации, осуществляющие образовательную деятельность» и т.д.
Секундочку! То есть только что Людмила Крутилина писала о том, что установлен запрет распространения информации о рабочих местах, содержащей сведения об ограничении прав, не связанных с деловыми качествами работников, и тут же пишет о другом, опять-таки федеральном, законе, который как раз устанавливает такие ограничения. Несоответствие полное – один закон фактически отменяет второй.
Тем более, это очень странная мера повышения привлекательности и престижа военной службы по призыву. Государство фактически таким формальным признаком ограничивает круг лиц, которые могли бы занимать места во властных структурах. Согласно закону, любой гражданский служащий не может занимать свое место, если военкомат признает его не служившим без какой бы то ни было уважительной причины. Давайте посмотрим на ульяновское правительство – кто же у нас оказывается под угрозой увольнения из-за того, что пару десятков лет назад не отслужил в армии? Никакой информации на сайте правительства о службе по призыву нет у Александра Смекалина, Михаила Сычева, Александра Чепухина, Дмитрия Федорова, Олега Асмуса – возможно, кто-то их них и отслужил положенное, кто-то, вероятно, не прошел по состоянию здоровья или другим причинам, но утверждать что-то сложно. Среди них, как минимум, трое являются ключевыми фигурами в новой структуре правительства региона. Самое смешное, что выхода из ситуации у тех, кто занимает должность гражданской службы, нет – отслужить можно было до 27, теперь уже поздно.
Понятное дело, что подобный фильтр наверняка несложно обойти – нужные люди договорятся с военкоматом, даже если есть за ними грешок. Но вот новые люди могут и не попасть во власть – формальная причина станет непреодолимым препятствием на пути к чиновничьему креслу. Получается, что с трудовой дискриминацией государство готово бороться на уровне простых людей, чтобы показать свою заботу о них. А вот на уровне властном происходит обратное – борьба за трудовую дискриминацию.
Причем все законно, даже противоречие, о котором писалось выше, сгладили одной универсальной формулировкой – сведения об ограничении прав запрещено распространять «за исключением случаев, в которых право или обязанность устанавливать такие ограничения или преимущества предусмотрены федеральными законами». Что дозволено Юпитеру, не дозволено быку.
Сергей ГУРЬЯНОВ
Односельчанин
И что, престиж армии от этого поднимется? Давайте правде смотреть в глаза. Ворующий министр обороны, генералы с коттеджами, скотское отношение к населению, отсутствие профессиональных знаний у офицеров, воровство на всех уровнях тылового обеспечения – не способствуют поднятию престижа вооружённых сил. Так что …