Предвыборным законодательством на избирательные комиссии возложена обязанность по информированию населения о ходе избирательных кампаний. Пошел второй месяц, как были назначены выборы нового состава Законодательного Собрания региона, но бьюсь об заклад, что жители города и области и ведать не ведают, что происходит, а многие, думаю, и вообще ни о каких выборах не слышали.
Позавчера закончился срок для выдвижения кандидатов-самовыдвиженцев, кандидатов от партий и партийных списков кандидатов. То есть избиратели должны бы уже иметь представление, с кем в ходе кампании будут иметь дело. О процессе выдвижения Облизбирком по закону также должен, на мой взгляд, информировать СМИ – и государственные, и негосударственные, а через СМИ – и население.
Но комиссия ограничилась по сути одним своим интернет-сайтом, на котором и появляются время от времени разного рода обрывочные сообщения. Однако сайт -явно не то.
При всей репутации интернета как очень важного явления современной жизни я считаю его влияние весьма ограниченным. Думаю, не ошибусь, если предположу, что за сайтом Облизбиркома регулярно следят, кроме самих участников выборов, лишь сотни две ульяновцев. Больше того, о самом существовании этого сайта сотни тысяч жителей области даже и не подозревают, и потому выборы пока что превратились в эдакий междусобойчик.
Без избирателей обходится не только комиссия, но и партии, и будущие кандидаты-самовыдвиженцы. Ни одна партия, например, кроме разве что «Единой России», не сообщила в печатные издания о своей конференции по выдвижению предвыборного списка, и о конкретных фамилиях люди могли услышать только случайно.
Слышали же, как правило, исключительно негатив. Так, еще до выдвижения партийных списков один из провластных боевых листков нанес превентивный удар практически по всем сколь-нибудь заметным конкурентам власти. Для каждого нашлось по паре грехов, которые и были на них повешены. Это как в притче о цыгане, который, прежде чем послать сына за молоком, бил его. На вопрос, зачем он это делает, цыган отвечал: «А чтобы боялся. Будет бояться, тогда и молоко не разольет». Листок этот до сих пор раскладывается по почтовым ящикам горожан, несмотря на то, что в СМИ агитация на данный момент запрещена – она начнется лишь с 10 августа.
Я, правда, не думаю, что ко-миссия и будущие кандидаты действуют так, как действуют, из какого-то злого умысла. Просто все всем до фонаря и никому ничего не хочется. Комиссии лень заниматься информированием населено рассылать в СМИ пресс-релизы. Хотя бы через ту же электронную почту. Участники предвыборной кампании включаются в нее тоже спустя рукава, не имея, вероятно, ни ресурсов, информационных и финансовых, ни веры в победу и, соответственно, ни воли к ней. Отметятся, да и ладно. Следствием этой всеобщей летаргии будет, скорее всего, низкая явка избирателей в день голосования, 8 сентября. Такая явка, впрочем, кому-то на руку – вот они и станут бенифициариями (выгодоприобретателями) этой кампании. Молоко уцелеет, но наверняка опять будет кислым.
Юрий КАШИНСКИЙ