Администрация Ульяновска обратилась в арбитражный суд Ульяновской области о признании ФГУП «31 Арсенал» банкротом. Так городские власти в очередной раз пытаются повлиять на Министерство обороны РФ, которое не торопится возмещать понесенный в результате взрывов в ноябре 2009 года на военных складах ущерб гражданам, а также ульяновским фирмам – в качестве компенсации расходов на ликвидацию последствий ЧП. Впрочем, все предыдущие судебные споры и опыт других регионов, где также горели арсеналы, показывают, что надеяться пострадавшим, скорее всего, не на что.
О своем намерении судиться с Минобороны РФ мэрия Ульяновска заявляла еще три года назад. Вопрос о том, что делать с социальными объектами, коммунальным комплексом и жилым фондом военного городка, встал сразу после ЧП. Жилые дома, и до того находившиеся не в лучшем состоянии, серьезно пострадали после взрывов. Вскоре большинство из них были признаны аварийными и не пригодными для проживания. Впрочем, в большинстве случаев заключения делали гражданские специалисты и в оборонном ведомстве посчитали их нелегитимными.
В 2011 году было принято решение о ликвидации военной части и передаче на баланс муниципалитета жилого фонда, всех инженерных сетей. Сделать это Минобороны РФ могло двумя способами: провести все необходимые ремонтные работы самостоятельно либо перечислить нужную сумму (100 миллионов рублей) городу. Предложения тогда были направлены директору департамента имущественных отношений Минобороны РФ. Ответа ждали два года. В прошлом году жилые дома и коммунальные объекты перешли к городу, однако никакой компенсации от ФГУП муниципалитет не получил. Военные, не желая тратиться на восстановление городка, просто спихнули его в разрушенном виде.
Министерство обороны уклоняется не только от восстановления поврежденного по вине военных жилья, но и не спешит возмещать причиненный в результате ЧП ущерб жителям микрорайона и организациям, который, согласно официальным данным, составляет 200 миллионов рублей. Повреждения во время взрывов получили 450 многоквартирных и более полутора тысяч частных домов, расположенных в непосредственной близости от военной части, а также весь жилой фонд военного городка.
В 2011 году, видимо, с целью уклониться от обязательств министром обороны РФ был подписан приказ о ликвидации ФГУП «31 Арсенал». Для тех физических и юридических лиц, кто через суд сумел доказать вину военной организации и потребовать компенсации, это означало потерю всех шансов на получение выплат. Однако тогда арбитражный суд Ульяновской области, рассмотрев иск одной из пострадавших от взрывов фирм, министерский документ признал незаконным. В качестве главного аргумента суд привел норму Гражданского кодекса, согласно которой собственник, передав во владение унитарному предприятию имущество, не вправе распоряжаться таким имуществом, независимо от наличия или отсутствия согласия такого предприятия. Решение оставляло надежду на то, что после продажи имущества ФГУП сможет расплатиться с пострадавшими. Но она до сих пор не оправдалась.
Министерство обороны, судя по всему, не собирается расплачиваться и с предприятиями, которые проводили восстановление жилых домов после взрывов осенью 2009 года. Из многочисленных компаний только единицы смогли добиться от ведомства оплаты работ.
Перед остальными 30 фирмами до сих пор числится долг на общую сумму порядка 40 миллионов рублей. Многие из них предъявляют ФГУП «31 Арсенал» иски и добиваются положительных решений. Но денег как не было, так и нет. К примеру, в настоящее время в областном арбитражном суде рассматривается заявление одной из ульяновских строительных компаний о возмещении «Арсеналом» 3,5 миллиона рублей, потраченных на ремонтные работы. Само ФГУП сейчас находится в стадии ликвидации, а потому в отношении него возможно введение процедуры только конкурсного производства. Имущество предприятия, по разным данным, оценено на сумму от 50 до 93 миллионов рублей, и его реализация позволила бы расплатиться с частью долга.
Впрочем, даже при самом удачном раскладе денег на всех не хватит. Та же администрация Ульяновска требует от военных возврата 50 миллионов рублей, потраченных на ремонт поврежденных зданий, расходы на эвакуацию жителей, питание, транспорт и прочее на общую сумму 11 миллионов рублей. Кроме того, город вынужден был вложить бюджетные средства в ремонт котельной «31 Арсенала» и сетей, снабжающих теплом 24 жилых дома и три административных здания на территории военного городка.
Заложниками непростых взаимоотношений Министерства обороны и руководства Ульяновска остаются сотни жителей военного городка «31 Арсенала». После взрывов аварийные дома стремительно разваливаются. В мае 2011 года «СК» писал о том, в каких условиях приходится жить обитателям тогда еще закрытого военного городка. Спустя два года здесь ничего не изменилось – сотни людей продолжают жить в общежитиях с выбитыми окнами и дверями, трещинами в стенах, куда пролезает кулак, текущими крышами и обваливающимися потолками. С надеждой на то, что когда-то для них построят новое жилье, большинство людей уже распрощались.
Дмитрий Минаев