Железнодорожный район города Ульяновска относительно молодой застраивался преимущественно в 60-70-е годы прошлого века, поэтому любое здание дореволюционной постройки здесь большая редкость.

Однако архитектурные памятники, которые еще сохранились в районе, нуждаются в безотлагательной защите, так как не имеют юридического статуса памятника истории, а соответственно – не имеют охранного обязательства и могут быть в любой момент снесены или перестроены до неузнаваемости.

Те немногие здания, которые имеют подобный статус, все равно представляют собой руины, к их числу можно отнести «Чугунолитейный завод купцов Андреевых» (улица Кирова) и «Чугунолитейный завод купца Голубкова» (микрорайон Туть).

В ноябре 2011 года в районе железнодорожного депо у трамвайной остановки «Винновская роща» под предлогом ветхости была разрушена уникальная водонапорная башня 1917 года постройки. В том же 2011 году ликвидировано здание «Епархиального свечного завода» в пойме реки Свияги рядом с корпусами Ульяновского государственного университета. Зимой нынешнего года снесены деревянные дома начала XX века в переулке Устинова, эти дома в 1918 году были свидетелями кровопролитного боя белых и красных.

Сейчас, очевидно, настала очередь на уничтожение двухэтажного краснокирпичного дома на улице Беляева (дом №12), построенного винновским крестьянином Василием Ивановичем Чугуткиным. Этот дом был возведен перед началом Первой мировой войны и долгое время был единственным каменным зданием на волжском косогоре. До революции на первом этаже размещалась торговая лавка, а на втором жил сам крестьянин с семейством. Напротив здания сохранился прочный бетонный подвал, который так и не смогли сломать нынешние жильцы соседнего дома.

Интересна история этого дома. Разбогател Василий Чугуткин в одночасье: по одним данным, во время пожара он похитил деньги из сейфа в каком-то симбирском учреждении. Другая версия более романтичная. Будто бы Василий Иванович пошел в Симбирск в церковь. Дорога его проходила мимо тюрьмы.

Один из заключенных, увидев его, окликнул и спросил, где он живет. Мужчина ответил, что живет в деревне Винновка. Тогда заключенный сказал: «Я никогда на свободу не выйду, поэтому скажу тебе одну тайну». И он поведал, что именно в деревне Винновка, на бугре под березой, закопан клад. Услышав о местонахождении клада, Василий Иванович понял, что клад спрятан в его саду. Когда он вернулся из церкви, то сразу нашел клад, в котором было много драгоценностей и денег. На эти деньги он и построил дом с подвалом. В 1920-е годы Василия Ивановича Чугуткина раскулачили и выслали из деревни. В его доме расположился сельсовет, затем школа, а потом библиотека № 13, которая с прошлого года закрыта. Здание, оставшееся без присмотра, начинает разрушаться. Возможно, оно уже передано в частные руки. Учитывая сложившуюся в Винновке практику, можно предположить, что дом Василия Чугуткина, скорее всего, снесут и на его месте построят новые современные хоромы.

Многие винновские пенсионеры сожалеют, что с закрытием библиотеки им стало негде встречаться (раньше библиотека по совместительству выполняла функцию клуба), а их внукам приходится ходить за книжками в «город». Есть предложение сделать в этом доме музей деревни Винновка и Винновской рощи. Музей будет, несомненно, востребован, так как Винновка и Винновская роща, неразрывно связанные с именем писателя Ивана Гончарова, – не меньший по ценности общероссийский литературно-исторический объект, чем Ясная Поляна, Болдино или Тарханы, которые давно имеют свои музейные комплексы.

Не стоит забывать, что исторические архитектурные памятники выполняют колоссальную функцию по наглядному патриотическому воспитанию молодежи. Если дом Василия Чугуткина исчезнет, то исчезнет еще один элемент исторической среды города.

Будущее дома Чугуткина зависит от активной позиции Комитета Ульяновской области по культурному наследию: надеюсь, что будет принято правильное решение.

Дмитрий СЕМЕНОВ, член Общественного совета Железнодорожного района.