Некоторые частные компании, даже не являясь монополистами, ведут себя так, словно в регионе нет никакой конкуренции, а единственная их цель выкачивание денег потребителей.

Сейчас уже трудно это представить, но еще четыре года назад, чтобы выйти в интернет, я пользовался модемной связью.

Одной из первых в наш дом протянула свой кабель для подключения к скоростному интернету местная компания DARS Telecom. Им я и «сдался» в 2009 году. Взял тариф с минимальной ценой и скоростью, причем намеренно: скорости хватало, чтобы принять-передать почту и почитать новостийные сайты, а «подсаживаться» на быстрый интернет мне не хотелось. Как провайдер DARS Telecom был так себе: интернет регулярно тормозил, несколько раз за сутки связь прерывалась, интерфейс пользователя был отвратительный – на сайте было трудно что-либо понять, да и заплатить за услугу можно было только в магазинах DIXIS: платежи онлайн не предусматривались. Единственное достоинство компании было в том, что она предлагала гибкий тариф «Хозяин положения», которым ты мог сам управлять. Кладешь сумму на счет и пользуешься интернетом, пока на счете есть деньги, потому что они списывались ежесуточно равномерными долями. Нужна скорость повыше, чтобы скачать фильм? Самостоятельно переходишь на другой тариф, хотя бы на сутки, просто денег за эти сутки спишется побольше. Это было удобно для тех, кто, например, собирается в отпуск или в командировку: рассчитываешь плату так, чтобы хватило до отъезда, а по возвращении вновь пополняешь счет. Кроме того, провайдер начислял бонусы для верных ему пользователей, которые шли в зачет платежей.

Но в декабре 2011 года произошло бизнеспоглощение: ООО «Дарс-АйПи», выступавшее под брендом DARS Telecom, перешло в собственность ЗАО «Компания ТрансТелеКом» (торговая марка «ТТК»), почти стопроцентной (99,99%) дочки ОАО «РЖД». К тому времени DARS Telecom занимал пятую часть местного рынка широкополосного доступа в интернет, охватив своей сетью почти половину многоэтажных домов в Ульяновске. Первое, что сделала компания «ТТК», – отменила гибкий тариф, как было сообщено, «по просьбе абонентов». Теперь вся сумма платежа списывается единовременно в первый день месяца. То есть, как мне объяснили по телефону компании, если я вернулся из отпуска в последний день месяца и мне срочно нужен интернет, то я должен заплатить месячную абонентскую плату в полном объеме за пользование услугой в течение одного дня! За следующий месяц надо будет заплатить еще столько же. Нехило, правда? Приостановить услугу и платеж в связи с отъездом и теперь можно, но для этого надо или лично идти с заявлением в офис компании, или посылать письмо или факс в самарский (!) офис, причем при перерыве свыше трех месяцев и эта услуга становится платной. Бонусы также «приостановлены».

Минимальная стоимость интернета (видимо, «по многочисленным заявкам зрителей») вскоре выросла с 299 до 350 рублей. Компания не забывала в конце месяца напоминать мне эсэмэской, что пора внести эту сумму, но «забыла» сообщить мне о том, что до 1 июня можно было взять более выгодный тариф.

Каково же было мое удивление, когда мне пришла «напоминалка», что за июль надо будет заплатить уже 450 рублей! Компания автоматически, без моего согласия, перевела меня на более дорогой тариф, чем, на мой взгляд, нарушила закон о защите прав потребителей. Теперь, чтобы вернуться к тарифу за 350 рублей, надо своими ногами идти с заявлением в офис. Раньше вопросы удавалось решать по местному телефону компании DARS Telecom, теперь ввели федеральный номер: автоответчик водит тебя по обширному меню, но до живого оператора по этому телефону мне ни разу дозвониться так и не удалось.

Дозвонился по одному из местных номеров, пожаловался, мне обещали перезвонить и не перезвонили.

Как было объявлено, с ростом платы должна была вырасти и скорость соединения, но я это на себе совсем не почувствовал. И не я один: на форуме компании люди публикуют скриншоты тестов скорости. Один абонент пожаловался, что при заявленной скорости 40 Мбит/с он имеет входящую скорость 1,84 Mbps и исходящую 1,21 Mbps. Я измерил свою скорость с помощью трех разных сайтов, при оплаченном тарифе с объявленной скоростью 50 Mbps у меня получились такие данные (скорость на приеме и передаче, соответственно): на сайте speedtest.net – 3 Mbps и 0,15 Mbps, на сайте yoip.ru – 0,17 Mbps и 0,02 Mbps, на сайте pr-cy.ru – 0,33 Mbps и 0,15 Mbps. Измерения производились 12 июля, между 14 и 15 часами.

Я не единственный, кто недоволен переменами. Вот что написали три разных человека на форуме компании: «Я что, теперь должен от радости (непечатно), раз меня переводят «на более скоростной тариф»?! А меня ктонибудь спросил – оно мне надо?!! Меня вполне устраивал старый тариф, старая скорость и старая схема оплаты, не привязанная ни к каким суммам и числам!!! С какой стати, не спросясь, за меня что-то решают? И почему я теперь должен кредитовать компанию «ТТК» на месяц вперед?! Вы же когда приходите в магазин за булкой, за месяц вперед весь хлеб не оплачиваете?!». «Я надеялся, что с появлением нового владельца будет так же комфортно… А сейчас я уже вынужден кредитовать провайдера, при положительном (!!!) балансе у меня нет интернета». «Ведь ежу понятно, что компания обеспечивает себе спокойную и более прибыльную (не ударив пальцем о палец!) жизнь».

Сайт ТТК преисполнен информации, представляющей собой самовосхваление компании. Здесь, в частности, можно узнать, что у нее есть представительства более чем в 60 городах. Вообще-то подобная компания в структуре ОАО «РЖД» выглядит как непрофильный актив. ТТК расширяется за счет скупки местных провайдеров со сформированной клиентской базой. Выходит, РЖД регулярно увеличивает стоимость билетов на поезд и, вместо того, чтобы вкладываться в развитие основной услуги по перевозке пассажиров, направляет деньги в развитие телекоммуникаций? Причем развитие какое-то странное: прийти в регион, купить местного провайдера, ухудшить условия и при этом поднять цену на услугу. Как будто на рынке нет других провайдеров.

В моем доме, кроме ТТК, интернет-соединение обеспечивают еще пять компаний. Мне осталось только выбрать, к кому перейти.