На прошлой неделе в Москве случилось страшное ДТП с участием рейсового автобуса. Как водится, у нас снова заговорили о беспределе на дорогах. А накануне трагедии в редакцию «Молодежки» обратилась сотрудница ульяновского автотранспортного предприятия и рассказала, как обстоят дела с пассажирскими перевозками у нас в области.
ДРУГАЯ СТОРОНА
В аварии в Троицком районе столицы погибли 18 человек. Как сообщают федеральные СМИ, предполагаемый виновник трагедии – водитель КамАЗа за прошедший год шесть (!) раз привлекался за нарушение Правил дорожного движения. Экспертам также предстоит выяснить, в каком техническом состоянии самосвал отправился в дорогу. Только вот 18 человек, погибших в ДТП, это уже не вернёт, Случаи, когда на дорогах гибнут пассажиры общественного транспорта, становятся страшной практикой. Причем нередко причинами происшествий выступают техническая неисправность автобуса или пресловутый человеческий фактор – водитель заснул за рулём или почувствовал себя плохо в дороге. Увы, подобные трагедии часто провоцируются попустительством людей, ответственных за безопасность пассажиров общественного транспорта.
ВЫГОВОР
В начале прошлой недели в редакцию «МГ» обратилась Валентина Николаева, медицинский инспектор ульяновского ПАТП-1, – автотранспортного предприятия, которое обслуживает 14 городских, 28 внутриобластных, 9 заказных и 14 сезонных садоводческих маршрутов. У ПАТП-1 – 170 автобусов, ежедневно они перевозят около 20 тысяч пассажиров, в том числе 16 тысяч жителей Ульяновска. Так вот, Валентина Васильевна проводит медосмотр каждого водителя, уходящего в рейс. В марте этого года она получила выговор – за срыв одного из рейсов. Как объясняет женщина, этот срыв, возможно, сохранил жизнь и здоровье не только водителю автобуса, но и десяткам его пассажиров. А дело было так.
– 4 марта в Самару из Ульяновска уехал наш рейсовый автобус, – рассказывает Валентина Николаева. – В Самаре водитель отдохнул с дороги всего 5 часов и поехал обратно в Ульяновск. Хотя по правилам он должен отдыхать не менее 12 часов, чтобы в нормальном состоянии сесть за руль.
Однако, вернувшись в Ульяновск, водитель снова засобирался в Самару, даже не отдохнув и проделав до этого 500 км пути. Нарушение правил безопасности немыслимое! А ему везти десятки пассажиров! Естественно, мединспектор Николаева его не отпустила. За что и получила выговор от начальства.
– Диспетчеры даже не позаботились найти замену водителю. А если бы он заснул в дороге? Нам что, мало примеров по России, когда по этой причине гибнут люди? Да, у нас не хватает водителей, отсюда и вынужденные отправки в рейс уставших шофёров. Это стало по постоянным явлением.
Недавно один из водителей, перевозивший детей, жаловался: «На ногах еле стою», – продолжает Валентина Васильевна. – А мне даже помочь им нечем. Не хватает простейших медикаментов. У кого сердце заколет, давление поднимется, кто поранится – у нас ни таблетки, ни бинта, ни йода.
«РАЗБИРАЙТЕСЬ САМИ»
Тогда же Валентина Васильевна начала доказывать во всех инстанциях, что не сорвала рейс, а всего лишь обеспечила безопасность водителя и пассажиров согласно правилам.
– Я шесть раз была на приеме в министерстве промышленности и транспорта области, обращалась в инспекцию по труду, в итоге всё закончилось тем, что мой «поступок» обсуждали на собрании в самом ПАТП, – продолжает Валентина Николаева. – Там же я спросила, когда последний раз случалось крупное ДТП с участием нашего автобуса. Вспомнили, что года четыре назад автобус, следовавший в Алатырь, на полном ходу съехал в кювет, водитель чудом остался жив. Слава Богу, пассажиров в салоне не было. Допускаю, что тогда шофёр тоже мог почувствовать себя плохо за рулём или попросту устал. Зачем провоцировать повторение истории?
В общем, инцидент был исчерпан. А автобусы тем временем как уходили в рейс, так и уходят, и в каком состоянии едут их водители – большой вопрос. Мы пытались выяснить в самом ПАТП-1, действительно ли у предприятия не хватает водителей (зарплаты невысокие, желающих работать мало) и поэтому зачастую шофёры вынуждены выходить в рейс, не отдохнув? И правда ли, что у мединспекторов не хватает лекарств? Но в отделе кадров от комментариев отказались, а руководство ПАТП-1, как нам объяснили, на совещании. Тогда, может быть, к проверке этих сведений пора подключать транспортную прокуратуру? Пока и у нас, не дай Бог, не случилось трагедии.
P.S. 9 июля, через несколько дней после визита в редакцию «МГ», Валентину Николаеву уволили из ПАТП – якобы из-за нежелания в её 77 лет осваивать компьютеры, на которых теперь должны работать все мединспекторы.