Волга зацвела. Это стало проблемой не только для купальщиков, но и для тысяч ульяновцев, употребляющих воду из-под крана, куда она поступает из Куйбышевского водохранилища. Насколько опасно «цветение» реки, можно ли быть уверенным в безопасности водопроводной воды и есть ли альтернатива волжским водозаборам, выяснял корреспондент «СК».

Спустить Волгу?
«Цветение» речной воды стало уже традиционным бедствием для волжских регионов. Причем проблема только усугубляется. Как отмечают в Институте экологии Волжского бассейна РАН, с каждым годом процесс начинается все раньше и все позднее заканчивается. Летом в водоеме создаются очень благоприятные условия для развития сине-зеленых водорослей. Однако цветение связано не только с жаркой погодой (это лишь ускоряет процесс), но прежде всего с загрязнением реки различными стоками.

Помимо неприятного запаха и вкуса воды, характерной цветности, зелень выделяет довольно вредные для людей токсины. Причем не только в период самого цветения после отмирания водоросли выпадают на дно, где под действием микроорганизмов разлагаются и вновь загрязняют воду.

Интересно, что на сессии АН СССР в 1934 году, на которой обсуждались перспективы строительства каскада ГЭС на Волге, единственными, кто выступил против, оказались биологи. Согласно сохранившимся материалам сессии, они прогнозировали подтопление, загрязнение территорий, смыв плодородных земель, но никто не предсказал проблемы цветения. Из-за замедления скорости течения (почти в десять раз!), застоя воды и повышения ее температуры ежегодное цветение сине-зеленых водорослей стало настоящим бичом – оно ведет к гибели рыбы, снижает рекреационную ценность водных источников. Эффективного средства борьбы с этой напастью до сих пор не найдено.

Особо остро стоит вопрос с так называемым вторичным загрязнением Волги. По словам экспертов, донный ил в водохранилищах настолько насыщен ядовитыми веществами, которые скапливались там десятилетиями, что теперь отдает эти вещества обратно в воду. Радикальные экологи призывают спустить водохранилища и вернуть Волгу в первозданное русло. Но даже в этом случае, подсчитали ученые, на то, чтобы очистить дно водохранилищ от всех этих грязевых залежей нужно будет не меньше 70 лет.

Согласно докладу регионального минприроды «О состоянии окружающей среды в Ульяновской области в 2012 году», по сравнению с предыдущими годами качество волжской воды серьезно ухудшилось, а класс ее качества был изменен с 3 «А» («загрязненная») до 3 «Б» («очень загрязненная»). Характерным для воды Куйбышевского водохранилища остается повышенное содержание марганца (среднегодовое превышение предельно допустимой концентрации в 2012 году составило 2,8 раза, а в отдельные периоды превышало ПДК более чем в пять раз. При этом ни в 2010, ни в 2011 году превышения ПДК по марганцу не было), фенолов (в среднем в три раза), меди (в 1,7 раза), цинка (в 1,5 раза), железа (в 1,3 раза).

Очистные – на честном слове
Водой из Волги снабжается большая часть населения Ульяновска – 456 тысяч человек, или 65,7 процента населения города. Во время жестокой засухи в 2010 году, которая сопровождалась аномально высокой температурой и снижением уровня водохранилища, проблема снабжения водой левобережной части Ульяновска была решена путем увеличения забора воды из подземных источников Архангельского грунтового водозабора. Однако на правом берегу единственным источником водоснабжения является Поливненский водозаборный комплекс. При этом существует реальная угроза срыва водоснабжения в городе в случае аварийных ситуаций. Учитывая, что водовод расположен в оползневой зоне, вероятность ЧП достаточно велика.

Согласно требованию СНиП 2.01.51-90 «Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны», утвержденных Постановлением Госстроя СССР от 24.09.1984 года № 167, муниципальные образования, подобные Ульяновску, должны базироваться не менее чем на двух независимых источниках питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, один из которых должен быть подземным. В 80-х годах прошлого века были разведаны два месторождения подземных вод – Свияжское и Барышский водозабор – и даже начато строительство водовода из Барышского района, но грянула перестройка, и проект благополучно похоронили. Сегодня, по подсчетам специалистов, для того, чтобы завершить начатое, необходимо не менее 30 миллиардов рублей, что равняется годовому бюджету региона.

В МУП «Ульяновскводоканал» признают, что действующие на предприятии очистные сооружения недостаточно эффективны при цветении воды. Кроме того, питьевая вода, прошедшая полный цикл очистки на Волжских головных сооружениях водопровода, при транспортировке потребителям, особенно в южную часть города, на несколько десятков километров подвергается вторичному загрязнению за счет размножения микрофлоры и коррозии стальных водопроводных труб. Со станции вода может выйти одного качества, а к потребителю прийти совсем другого. Это и не мудрено, ведь, по словам директора МУПа Сергея Савельева, кое-где в Ульяновске до сих пор эксплуатируются трубы 1947 года, а общий уровень износа сетей составляет около 70 процентов. Чтобы избежать массового отравления людей, из двух зол выбирают меньшее. Все эти проблемы решаются дополнительным обеззараживанием хлором, однако превышение допустимых концентраций по хлороформу может оказывать неблагоприятное влияние на генетический аппарат соматических и половых клеток, вызывая развитие злокачественных новообразований и цитогенетических нарушений у населения. В настоящее время на «Городском водоканале» качество подаваемой в квартиры горожан воды контролируется по 80 показателям, включая канцерогенные, хлорорганические загрязнения, пестициды (фенолы, формальдегид, уран и др.), негативно влияющие на здоровье человека. Вместе с тем, по современным мировым стандартам, на которые уже перешли многие российские города, питьевую воду необходимо проверять не менее чем по 120 параметрам, в том числе обнаруживать в ней ротавирусные антигены и антигены вируса гепатита А. На покупку нового оборудования нужны средства, которых у «Водоканала» нет. Как отмечает Сергей Савельев, несмотря на то, что «Ульяновскводоканал» – предприятие бюджетное, на протяжении нескольких десятилетий он практически не получает бюджетных средств. И это при том, что основные водозаборные сооружения смонтированы в 6070-х годах прошлого века и требуют замены.

Зачастую качество водопроводной воды не соответствует даже весьма либеральным нормам СанПиНа (к примеру, то же содержание хлора, допустимое СанПином, может негативным образом сказываться на здоровье людей с аллергическими, астматическими заболеваниями). По данным Управления Роспотребнадзора по Ульяновской области, с 4 по 10 июля было отобрано 317 проб питьевой воды, из них не соответствуют гигиеническим нормам 21. Больше всего отклонений по санитарно-химическим показателям (повышенная мутность, цветность, наличие посторонних запахов, повышенное содержание железа и марганца) – в 11,6 процента случаев.

Подземная – не значит чистая
Впрочем, не в лучшем положении находятся и те, кто пользуется водой из подземных скважин. Как известно, подземные воды питаются за счет инфильтрации атмосферных осадков, поэтому очень важным является геологическое строение слагающих пород. В этом смысле в Ульяновске отмечается парадокс. По словам начальника отдела водных ресурсов и недропользования минприроды области Владимира Епишина, в Заволжье, где геологическое строение представляет собой надпойменные террасы Волги (пески с прослоями суглинков), подземные воды не защищены от поверхностного загрязнения. Но именно здесь они используются для снабжения населения.

В то же время в правобережье, которое является частью Приволжской возвышенности, сложенной мелами, мергелями, опоками, диатомитами и песками, – воды защищены от поверхностного загрязнения. Здесь сам Бог велел пить воду из артезианских источников, но вместо этого подается волжская вода.

Большинство жителей сельской местности, а также многие горожане, которые на лето переезжают на дачи, употребляют воду из колодцев, будучи уверенными в ее чистоте, на самом же деле зачастую имеют дело с ультрафильтратом фекалий соседа.

Все чаще жители частных домов и дач в качестве «очистного сооружения» используют обычные выгребные ямы, представляющие собой несколько бетонных колец или отработанных автопокрышек, зарытых в землю. Дно такой ямы часто не бетонируется или в бетоне умышленно оставляют открытые участки. В результате стоки попадают в грунтовые воды, а оттуда – в колодцы и родники.

Не вся вода из колодца пригодна для питья. И перед употреблением ее нужно обязательно проверить. Провести анализ на безопасность по химическому составу, например, определить, сколько содержится в воде марганца, кремния, железа, аммиака, нитритов. В зависимости от количества показателей стоимость этого анализа составит от 1500 до 3000 рублей.

Еще один способ обеспечить себя чистой водой – установить фильтр очистки, которые в большом количестве сегодня предлагаются покупателям. Но процесс очистки воды – дело тонкое, поэтому здесь важен сбалансированный подход. Ни для кого не секрет, что вода – отличный растворитель и вместе с ней в наш организм поступает много ценных для его функционирования веществ. Именно поэтому при очистке воды очень важно не нарушить ее природный баланс. Главная задача – выбрать такой вариант очистки, который позволит соблюсти необходимую пропорцию: сохранить полезные вещества и убрать вредные, растворенные в исходной воде. Здесь без специалистов тоже не обойтись.

Наконец, имеет ли смысл покупать бутилированную воду? Тоже вопрос спорный, хотя бы потому, что, по данным Международной ассоциации производителей бутилированной воды, вероятность покупки в фасованной таре продукции, взятой просто из-под крана, составляет 25 процентов. Да и к качеству той, которая продается потребителям под видом родниковой или артезианской, тоже у экспертов нередко возникают серьезные претензии.

Получается, проблема питьевой воды сводится к индивидуальной ответственности – что пить и чего не пить, зависит только от вас. Просто выберите метод очистки воды, которому доверяете больше всего. А достичь совершенства в качестве воды, как отмечают эксперты, увы, просто невозможно. Понятие «совершенно чистый» – это недостижимый идеал.

А потому на вкус и цвет воды на сегодняшний день товарища нет.

Вадим Пилюков