В регионе в ближайшее время создадут научно-исследовательский институт истории и культуры. НИИ должен систематизировать знания об Ульяновской области.
Когда власть идет разбираться с наукой, поневоле начинаешь настораживаться – не чиновничье это дело, по хорошему-то. Академия наук, вот, не просто насторожилась, а буквальна ощетинилась, узнав о грядущих переменах, которые фактически РАН расформируют.
В Ульяновской области до таких страстей дело не доходит, напротив, науку стараются продвигать. Так, на днях было объявлено о намерении создать в регионе научно-исследовательский институт истории и культуры. По идее, он должен будет заниматься систематизацией научных и популярных знаний «о Симбирском-Ульяновском крае», как заявлено в пресс-релизе правительства региона. Еще одна функция проведение фундаментальных и прикладных исследований по проблемам комплексного развития региона.
В структуре института создадут три научных отдела: археологический, истории и культуры и отдел современных социально-экономических и политических исследований. Вне штата НИИ сделают редакционную комиссию и ученый совет. Будущим директором института станет доктор исторических наук, профессор кафедры истории УлГПУ Сергей Прокопенко, а начнет работу НИИ в октябре этого года.
Сейчас, на первом этапе создания института, о нем слышно, о нем говорят, но вполне возможна ситуация, при которой НИИ станет мертворожденной структурой, которая по своей реальности мало будет отличаться от легендарного НИИ ЧАВО братьев Стругацких из книги «Понедельник начинается в субботу», предполагают эксперты. В том же отделе археологии наверняка будет работать доцент кафедры истории УлГПУ Юрий Семыкин, который регулярно выезжает со студентами на раскопки древних булгарских поселений и периодически привозит оттуда какие-то новости. Но чем эта работа при НИИ будет отличаться от работы при УлГПУ? Разве что большим пафосом.
Еще больший пафос приобретет, вероятно, отдел современных социально-экономических и политических исследований, который будет заниматься проблемами комплексного развития региона. Здесь явно угадывается запрос власти, которая большую ставку делает на так называемый «кластер развития» под руководством первого зампреда Александра Смекалина.
Что за исследования будет выдавать этот отдел? Возможно, заголовки их будут похожи на нынешние сообщения пресс-службы правительства: «Ульяновская область удерживается в тройке лидеров ПФО по темпу промышленного производства», «Развитие Ульяновской области по итогам первого квартала 2013 года характеризуется ростом ряда показателей», «Ульяновская область заняла второе место по социально-экономическому развитию в рейтинге ПФО», – НИИ станет отличным инструментом для самоутверждения региональной власти. А что до науки, то она будет неплохим и малозаметным приложением.
Сергей Гурьянов
Гурьянову
Автор лучше бы переговорил с Прокопенко, прежде чем писать весь этот бред!
Мудурствующий лукаво
Идея регионального НИИ красива, но подобные структуры создаются для решения конкретных задач научных или практических. Какую задачу будет решать эта структура? Если сама власть не знает чего она хочет, то ничего хорошего из этого не выйдет. Если решать научные задачи, то должен быть лидер, ученый-организатор с именем. Должна быть научная идея, авторская или имеющая статус в научном сообществе. И этот лидер должен создать структуру под реализацию этой идеи. Назовите хотя бы одного известного даже не в масштабах мира или России, а хотя бы Поволжья живого ульяновского ученого-гуманитария? Только философ Бажанов В. А. Но он пенсионер и нафиг ему ничего не надо. Да и как организатор он слабоват. Кто такой Прокопенко в науке? Рядовой доктор наук, ничем не выдающийся. Какие идеи он несет в НИИ? Никакие. Вот и НИИ будет рядовой структурой среди подобных без какого-либо содержания. Будут рыть землю и писать книжки про людей, у которых останавливался Пушкин.
Если данная структура будет реализовывать прикладные задачи, то и директор должен быть исследователь-прикладник. А у нас практиков не осталось: социолог Омельчинко – в Питере, социолог Шувалова – пенсионер, экономист Кац – в Москве, психолог Синягин – в Москве. Кто остался? Экономист-сказочник Лапин? Так он и без НИИ власть оближет и нужную цифру найдет. Дергунова? Общественную палату она не оставит.
Так что очередная бессмысленная структура.
Мудруствующему
Экономисту Кацу 75 лет скоро. Он в Ульяновске все заводы обобрал по-маленьку и свалил в Москву
Максим Некрасов
перечитайте Стругацких, У них НИИ ЧАВО работало (за исключением тех, у кого шерсть росла на ушах) на благо человечества
Читающий
Вот недавно на улпрессе с интервью выступил Арбахан Курбанович Магомедов с критикой музея СССР в Ульяновске, а заодно и лягнул НИИ как типичный плод деятельности тёток-министерш и информационно-аналитического департамента обладминистрации. Почему бы? Потому что по нашим сведениям ему светило место директора. Будем признательны , если Арбахан Курбанович опровергнет эту информацию. Вообще. новое учрждение надо будет судить по делам. Пока их нет, говорить не о чем. Разве только обсуждать имена будущих “ученых”, да и их фамилии пока неизвестны. Кроме девяностолетнего историка Жореса Трофимова. Он кажется будет в НИИ почетным директором по сумме вклада в местное краеведение.
NiPatriot
НИИ зачем? вот в том и дело, что НЕЕзачем! Но будет!!!
Пир во время чумы.
В детских садах аванс не выдают, денег нет. Расходы урезают на соцпрограммы. Куда ж без новой конторы. Асмус уже создал несколько лет назад конторку по написанию программ развития для муниципалов. Денежки с них сорвали за программы, а теперь они пылятся в дальнем ящике стола.
Аноним
Вот так незатейливо простая идея подкормить местных краеведов и материально поддержать краеведение превращается в фундаментальное многостаночное НИИЧАВО. В Ульяновской области строительство всевозможных административных пирамид по всем мыслимым и немыслимым придумкам и затеям приняло массовый характер.
Мудрствующий лукаво
Я считаю, что региональный НИИ социально-гуманитарного профиля нужен, это стратегически важно. Можно жить впроголодь, но науку надо развивать. В противном случае – нет будущего. Но в данной ситуации проблема в кадрах, идеях и финансировании.
Кац не идеальный руководитель, но это уровень регионального директората. Да, он обувал по-полной заводы и его исследования слабоваты. Я ведь речь веду об уровне руководителя. Ну кто из директората знает Сергея Прокопенко? И кто будет готов дать деньги на его исследования? Кац умел получать деньги. За это ему честь и хвала. А вот то что позорно работу выполнял – это другой разговор. Я считаю, что выбор директора с позиции статуса неудачен.
Прокопенко, как ученый-историк, на сколько знаю, занимался историей Испании Нового времени. Вот как эта тематика соотносится с направлением исследований регионального НИИ Ульяновской области? И, опять-таки, возвращаясь к содержанию исследований: как можно увязать всю разнонаправленную деятельность института, изучающего Ульяновскую область, если ты специалист по Испании?
С финансированием большой вопрос. Бюджет области не позволяет содержать подобную структуру, денег нет. И хрен с воспитателями детского сада, медработниками и учителями школ. Наука первичнее! Но у области нет денег и не будет в обозримом будущем. Значит надо зарабатывать самим, должна быть грантовская поддержка, должны быть хоздоговорные работы. Кто готов платить археологам и историкам? Я понимаю, что их исследования очень важны, но времена сейчас жесткие и как бы не хаили экономистов и юристов, но деньги-то они зарабатывают. Поэтому во главе этой структуры должен быть человек, умеющий привлекать деньги.
Так что мертворожденный проект и в первую очередь из-за неудачно назначенного директора.
Магомедову может и предлагали эту должность, но о его организационных способностях уже легенды ходят. Это абсолютный пофигист, хотя с позиций включенности в научное сообщество он более перспективный кадр для должности директора НИИ. Но, видимо, он понял, что денег там нет, вот и оплевывает.