«Учиться! Учиться! И ещё раз учиться!» – завещал некогда Владимир Ильич Ульянов-Ленин. Вполне может быть, что сие напутствие эхом отозвалось в Ленине от отца, Ильи Николаевича Ульянова, который всю жизнь посвятил образованию детей. За 16 лет его работы в Симбирской губернии количество учащихся выросло вдвое, было построено почти две с половиной сотни новых школ, оснащённых всем самым необходимым.
Крестьянский сын и почётный гражданин Астрахани
Илья родился в 1831 году и стал пятым, последним, ребёнком в семье Николая Васильевича Ульянова. Отец был портной. В 1791 году он убежал от помещика и осел в Астрахани, здесь он женился. Отец умер, когда Илье было семь лет, его заменил старший брат Василий. Он был приказчиком в соляной конторе и хотел, чтобы Илья получил образование. Но в то время податные не имели право учиться в классическом учебном заведении. С помощью священника, крёстного Ильи, его устроили в гимназию. И впервые за 44 года истории Астраханской гимназии он единственный, кто получает серебряную медаль по её окончании.
Илья Ульянов учился великолепно. И директор астраханской гимназии пишет в Казанский учебный округ, куда отправился поступать Илья Ульянов, чтобы ему, сироте и податному, начали выплачивать стипендию. Но ему отказали, поскольку стипендию дают только детям дворян и чиновников. Илье пришлось давать частные уроки, и на эти деньги учиться в Казанском университете. На первых порах ему помогал старший брат Василий. И потом, когда Илья Николаевич женился, своим детям он часто говорил, что образованием обязан брату.
Илья Ульянов окончил математический факультет Казанского университета в 1855 году со степенью кандидата математических наук. С 1855 года по 1863 год работал преподавателем физики и математики в Пензенском дворянском институте. Помимо этого, он увлекался метеорологией и отправлял свои наблюдения в течение пяти лет в Казанский университет. Во время работы в Пензенском дворянском институте Илья Николаевич познакомился с будущей женой – Марией Бланк, которая была родственницей директора института Ивана Веретенникова.
В августе 1863 года Илья Ульянов женился на Марии Бланк. В браке родилось восемь детей (двое умерли в младенчестве). В этом же году семья переезжает в Нижний Новгород. Здесь Ульянов работал в мужской гимназии, в епархиальном женском училище и на землемерных курсах преподавал геометрию.
Характер деятельный, просветительский
В 1867 году император Александр II вводит должность инспектора народных училищ губерний. На эту должность в Симбирскую губернию приглашают Илью Ульянова.
До него в Симбирской губернии два года работали инспектора народных училищ, но это были формальные чиновники, которые сидели на зарплате и почти ничего не делали. На дело народного образования из земской казны выдавали всего 100 рублей в год.
Ульяновы бросают Нижний Новгород и едут в более провинциальный Симбирск. «Почему? Илья Николаевич, воспитанный в демократических традициях, сам демократ, мечтал о широком поле просветительской деятельности. Он мечтал бывших крепостных крестьян приобщить к образованию и культуре. Искренне был в этом заинтересован. И, наконец, эта возможность представилась», – говорит заведующая квартирой-музеем семьи Ульяновых, краевед Марина Субина.
Идеалом для Ильи Николаевича как правителя был Александр II. Он ликвидировал крепостное право, основал местное самоуправление. Он даровал городские думы, земства, на средства которого строились дороги, больницы, школы. А Илья Ульянов был самым выдающимся деятелем Симбирского земства. Писатель Валериан Назарьев в очерке «Современная глушь» писал, что появление в симбирской глуши такого необычного человека, как Илья Николаевич Ульянов, было глотком свежего воздуха в душном помещении. Он совершенно спокойно относился к тому, что власти не хотели и не понимали его начинаний, а реакционное духовенство и дворянство были противниками масштабного просвещения народа и считали, что народу достаточно церковно-приходских школ: читать, писать, считать. Воспитывали народ по старинке на трёх постулатах формулы графа Уварова: православие, самодержавие, народность.
«Мировоззрение Ильи Николаевича сформировалось ещё в университете. Он учился очень хорошо, ему нравилась физика, метеорология, педагогика. Он был сторонник взглядов Яна Каменского, Песталоцци, Константина Дмитриевича Ушинского, который создал основы русской демократической педагогики. Именно его идею о создании учительских семинарий он воплотил в Симбирской губернии», – рассказывает Марина Субина.
Первые годы в Симбирске
Сразу после приезда в Симбирск в сентябре 1869 года Ульянов начал хлопотать об открытии педагогических курсов на базе мужской симбирской гимназии.
В то время на бумаге было 456 училищ. Когда он объехал Симбирскую губернию, реально назвать училищами по разным параметрам – помещению, методике и кадрам можно было только 80, остальные не отвечали современным требованиям: не было подготовленных кадров, не было помещений…
В 1874 году, выпросив у правительства огромную по тем временам сумму в 24 тысячи рублей, он создаёт в селе Порецкое (современная Чувашия) учительскую семинарию. Там готовили учителей специально для народных училищ. В программе, кроме преподавания обязательных дисциплин, было обучение свободным профессиям, к которым приучали крестьянских детей: сапожное, кузнечное, столярное, токарное мастерство, садоводство, пчеловодство, переплётное дело. Это был своего рода прообраз ПТУ, когда ребёнок получает не только среднее образование, но и уроки профессиональной подготовки. 28 июня 1875 года Порецкая учительская семинария произвела первый выпуск из 12 человек.
«Для своего времени учитель Илья Николаевич был новатор и просветитель. И учителя, которые выходили из Порецкой семинарии, были заряжены огромным желанием сеять «разумное, доброе, вечное», – говорит краевед.
Симбирская губерния исстари населялась четырьмя крупными народами: русские, мордва, чуваши, татары, при этом треть нерусского населения не получали образования. Ульянов ставит себе задачу охватить образованием все народы: построены национальные училища, где в обучении используется национальный язык и букварь. Раньше другие народы не хотели отдавать своих детей учиться. Чуваши называли уездные училища «домами смерти». Дети за три года забывали родной язык, но не выучивали русский. Их заставляли зубрить старославянский алфавит, молитвы, результаты такого образования были ничтожны, а при совмещении родного языка и русского были огромные положительные результаты.
Становление всеобщего народного образования
За 16 лет работы Ильи Ульянова было открыто 257 народных училищ, количество учащихся увеличилось с 10 до 20 тысяч, выросла вдвое заработная плата учителей. Сам директор народных училищ сформировал 400 библиотек для этих училищ.
В тоже время он закрывал непригодные для процесса образования детей школы – холодные сараи, которые лишь на бумаге были училищами. Классы в новых образовательных учреждениях были оборудованы картами, астролябиями, цифровыми и счётными досками, удобными партами. Илья Николаевич обладал сильным характером, и добился того, что 46 процентов средств земского бюджета шли на образование, находились, также, меценаты. Например, Александра Знаменская-Деларю, Валериан Назарьев, купечество Симбирска. Здания школ были просторными, одно- или двухэтажными, с учительской квартирой. Ульянов добился того, что учителя стали вдвое больше получать, появились учителя-женщины.
Каждый ученик Порецкой семинарии получал стипендию семь рублей, а по её окончании – учебные пособия. Семинаристы учились два года: первый год методика преподавания предметов, а потом ремёсла. Илья Ульянов всегда говорил, что, как врачей надо специально учить, так и народных учителей.
Илья Николаевич сам чертил план училищ, учительскую квартиру при нём. Ему приходилось много работать с местным самоуправлением – мировые старосты, крестьянский мир… И вся семья радовалась, когда он по возвращению из командировки говорил: «Открыли школу!» А ездить приходилось плохими дорогами, в распутицу, в морозы, порой по несколько дней в отдалённые концы губернии.
Учиться брали детей всех сословия в 9-10 лет. Некоторые родители не хотели отдавать, говоря, что они больше в хозяйстве нужны. За ребёнка в школе крестьяне платили 28 копеек в год, но эта символическая плата, никак не покрывающая расходы на обучение.
С 1874 года Ульяновск стал директором народных училищ, то есть у него в подчинении были инспекторы. Он сам давал показательные уроки на педагогических курсах и в семинарии, сам инспектировал, объезжал уезды, глухие места более 735 раз.
В начале 80-х годов после убийства Александра II пошла «охота на ведьм»: начали искать революционеров и заговорщиков среди интеллигенции – земских врачей, учителей. Трое выпускников Порецкой семинарии были арестованы и сосланы в Сибирь.
В 1882 году после смерти императора у правительства появилась тенденция закрывать земские училища и открывать церковно-приходские. Шли доносы, что из земских училищ вымело, как метлой, Псалтири, и что учащиеся не знают молитв. В июле 1887 года вышло два указа министра просвещения Делянова. В первом указе запрещалось принимать детей низших сословий в вузы. Выучившись, эти люди могли свои знания направить против царя и личного бесправия. Вторым указом министр ограничил число приёма евреев в вузы. Поэтому в революционном движении так много было лиц еврейского происхождения. Например, деду Владимира Ленина Александру Бланку в своё время пришлось принять с братом православие, чтобы поступить в Медико-хирургическую академию в Петербурге.
Работал до самой смерти
Писатель-дворянин Валериан Назарьев писал, что «единственным двигателем земства, единственным просветителем одной из богатейших Приволжских губерний являлся инспектор народных училищ Илья Николаевич Ульянов. …Наблюдая деятельность инспектора, я не раз дивился его энергии и выносливости. Казалось, ничто не могло волновать и омрачать этого человека. Он не замечал своего крайнего бессилия, ясно бросающегося в глаза каждого постороннего наблюдателя. Он никогда не роптал, не озлоблялся, не впадал в уныние. А такую выносливость сил может дать только одна безграничная, доходящая до самозабвения преданность делу».
«Илья Ульянов был до мозга костей православным человеком. Он постоянно ходил в церковь, он был верующим. Но он был и учёный, кандидат наук, но Бог ему нужен был этически, чтобы справляться с такой огромной работой, которую он осуществлял изо дня в день в течение многих лет. В 1886 году он напишет, что созданная в симбирской губернии система народного образования, отвечает народным интересам», – говорит Марина Субина.
В 1875 году он получает титул действительного статского советника, что по военной службе означает генерал-майор. При жизни он дворянства не оформляет, и только после его смерти супруга Мария Ульянова заносит детей Ульяновых в Симбирскую родовую дворянскую книгу.
Он был награждён разными орденами и медалями. Но больше всего ценил медаль, связанную с событиями русско-турецкой войны 1977-1978 годов за сбор пожертвований средств в пользу раненых русских воинов.
Умер Илья Николаевич от инсульта 12 января 1886 года, а за три часа до смерти он делал отчёт о поездке в один из уездов. Именем просветителя названы Государственный университет в Чувашии, Педагогический университет в Ульяновске.
Виктор Мартынов