в Ульяновске тоже нужно установить, поскольку и он был марксистом.
«Когда люди известного класса отрываются от действительности, от жизни, которой живет окружающее их общество, они создают себе искусственное общежитие, наполненное призрачными интересами, игнорируют действительные интересы, как чужие сны, а собственные грезы принимают за действительность. Пустоту общежития наполняли громкими чужими словами, пустоту своей души населяли капризными и ненужными прихотливыми идеями и из тех и других создавали шумное, но призрачное и бесцельное существование…». Написал это сто с лишним лет назад историк Василий Ключевский, и удивительно, с какой прозорливостью обрисовал Василий Осипович сущность нынешней власти. Ульяновской в частности.

На днях устами члена облправительства Татьяны Тарасовой было объявлено, что бюст Хо Ши Мина на одноименном проспекте в дальнем Засвияжье будет заменен памятником этому первому руководителю коммунистического Вьетнама. Стоимость 9-метрового монумента – больше 16 млн рублей. Идею обсудили уже с послом Вьетнама в России – сделал это первый замглавы правительства области Александр Пинков. Было сказано и об источниках финансирования проекта: 50 процентов – оттуда, 20 – оттуда и проч.

Но спрашивается, с какой стати, вернее – с какого бодуна Тарасова с Пинковым решили, что ульяновцы жаждут видеть у себя гигантский памятник Хо Ши Мину? Какая связь между ним и нашим городом? Может быть, он родился в Симбирске, рос, учился, как Ульянов, Карамзин или Гончаров? Нет. Может быть, упоминал наш город в своих великих произведениях, как Пушкин или Гоголь? Нет.

Спасал симбирян в годы страшного голода в Поволжье в 20-х годах прошлого века, как американский президент Вудро Вильсон? Нет. Или он, возможно, известен как легендарный гражданин мира, всеобщий моральный авторитет, как Махатма Ганди? Тоже нет. Он руководил нищим Вьетнамом, говорят, сотнями бросал в застенки своих политических противников. То есть был таким, какие прошли по миру целым легионом и в равной степени заслуживают увековечения памяти именно в Ульяновске.

Например, великий кормчий Китая Мао Цзэдун, тоже строивший социализм, но только с китайской спецификой, и тоже бросавший политических противников в лагеря и в трудармии – на перевоспитание. Подходящая кандидатура и Пол Пот, воздвигавший коммунизм с камбоджийской спецификой и уничтоживший несколько миллионов сограждан. И Ким Ир Сен тоже, построивший социализм в Северной Корее, чье умирающее от недоедания население периодически спасают всем миром.

Любопытно, какими соображениями руководствовались Пинков с Тарасовой, сообщая ульяновцам о памятнике в 16 миллионов рублей? Это ведь прямо по Ключевскому: от жизни, которой живет остальное общество, пинковы-тарасовы не просто оторвались, а оторвались, что называется, навсегда и действительные интересы игнорируют «как чужие сны, а собственные грезы принимают за действительность». В городе и области десятки тысяч человек живут в разваливающихся или уже развалившихся домах. Дороги позор. Зайдите в переулок Комсомольский – это по пути на Центральный рынок – и посмотрите, как из ямы в яму там переваливаются автомобили. Я такое видел только в деревне в далеком детстве, где дорогой считалось все, что под ногами. Сейчас вижу снова. И вижу, как люди колотятся и стонут с «коммуналкой». Как урезаются бюджетные расходы, а вслед за ними субсидии даже малоимущим. И так далее, и тому подобное. А в это время они, получая свои 200-250 тысяч в месяц, бредят памятниками и разной другой чушью. Доколе, господа? И дамы.

Андрей Семенов