Прошлогодняя кампания по ограничению отстрела сурков-байбаков в Ульяновской области не получила продолжения – в этом году нормы поднялись в два с половиной раза.

В прошлом году экологи забили тревогу: сурок-байбак оказался на грани вымирания.

Очень уж охотно в него стреляли – и из-за ценного жира, и из чисто спортивного интереса. В итоге популяция байбака сократилась настолько, что заговорили о внесении его в Красную книгу. Решили все иначе: в 2012 году ограничили время на отстрел сурков, разрешив это делать только две недели в году, да и то не во всех районах.

В 2013 году тема была поднята с неожиданно тревожными нотами: нормы по отстрелу байбака в Ульяновской области увеличились в два с половиной раза, несмотря на то, что ситуация все еще сложная – чтобы восстановить утраченную популяцию сурков, нужно пять-десять лет. Оказывается, пару недель назад стартовала торговля лицензиями на отстрел суркабайбака, а с 27 июля началась охота. По свидетельствам очевидцев, за путевками выстраивались очереди – дал о себе знать год запрета. Увеличилась и норма на отстрел – раньше она составляла два зверька на охотника, теперь – пять.

– Был подготовлен проект постановления правительства Ульяновской области «О введении ограничения охоты на сурка-байбака…», – пояснил министр лесного хозяйства, экологии и природопользования Дмитрий Федоров. – Проектом предусматривалось существенное сокращение сроков охоты на сурка-байбака и введение полного запрета на охоту в угодьях Радищевского и Сенгилеевского районов. Именно в этих районах сурок-байбак нуждается в дополнительной охране.

Но 24 июля Волжская природоохранная прокуратура дала отрицательное заключение на проект постановления – мол, полномочий у вас нет. Этот вопрос регулируется на федеральном уровне.

– В этой связи становится актуальным возврат к вопросу о внесении сурка-байбака в Красную книгу Ульяновской области, – сообщил Дмитрий Федоров.

По этому поводу в понедельник состоялось совещание у зампреда правительства Александра Чепухина, в котором приняли участие экологи, представитель природоохранной прокуратуры, охотники.

Охотники уповают на другое – именно они в 80-х способствовали распространению сурковбайбаков по территории области. Действительно, раньше зверьки жили лишь в двух районах области, теперь – почти везде. Охотники говорят: мы помогли их распространить, но нам же запрещают охоту – выглядит действительно несправедливо. Однако после этого переноса был введен десятилетний мораторий на отстрел байбаков.

Он кончился, и сурки снова в опасности.

Еще одна причина вымирания сурков – природная и сельскохозяйственная. Байбаки не любят высокую траву, поэтому в те годы, когда по степям ходили большие стада крупного рогатого скота, которые могли эту траву есть, распространялись сурки охотнее. Сейчас трава подросла – и зверьки должны искать новое пристанище, которое находят не всегда. На это накладываются возросшие нормы отстрела. Защитить сурка на государственном уровне сложно – надо было заниматься этим раньше.

Однако затянули, и теперь охота уже начинается, а до Красной книги еще очень далеко.

Ян ГУРОВ