Когда Ульяновск называют родиной талантов, то обычно звучат одни и те же имена: Карамзин, Пластов, Гончаров, Ленин… Конечно, это люди, известные всей стране и за ее пределами, но, говоря о лице современного Ульяновска, мне хочется, чтобы звучали другие имена: хормейстер Александр Додосов, художница Татьяна Горшунова, пианистка Вера Корчева… В числе интересных современников назову и молодого, но уже состоявшегося музыканта, имеющего свое лицо.

Саксофонист Алексей Кулик вносит в выступления джазового ансамбля «Академик-бенд» элементы шоу. Не умаляя достоинств всего коллектива, считаю, что именно он, по природе своей очень артистичный, более всего «заводит» публику во время концертов. Неутомимый, словно Фигаро, он выступает на концертных подмостках, в торговых центрах, музеях – и повсюду его ждет шквал аплодисментов.

Музыка прописалась в генах

– Алексей, слово «академик» в названии ансамбля обязывает к тому, чтобы соответствовать определенному стилю. Не возражает ли против Вашей манеры поведения на сцене руководитель – Николай Новичков?

– Уже не возражает, – смеется Алексей. Поначалу с моей стороны это было даже не вполне осмысленно, а потом мы увидели, что зрителям нравится – это самое главное. К тому же это не противоречит концепции, ведь диксиленд – музыка веселая, играть ее с серьезным выражением лица было бы негармонично.

– А что, собственно, любит наш зритель?

И не приходится ли идти у публики на поводу?

– Лично мне хочется играть все, я люблю разную музыку. Когда меня приглашают выступить с народной певицей Тамарой Кулябиной или эстрадными коллективами, я не отказываюсь. Мир музыки очень разнообразен, это место, где ты можешь себя проявить и реализоваться. Я вырос на народной музыке: моя мама, Лидия Кулик, специально не училась пению, не училась актерскому мастерству, но у нее был редкий дар – она была очень артистична и пела народные песни так, что люди плакали. Она работала в Доме учителя и во Дворце профсоюзов, проводила лектории, читала стихи, пела, играла на баяне. По тембру голоса, природному вибрато, манере пения она очень напоминала Лидию Русланову и в основном пела ее репертуар. Когда мама выступала, она всю свою душу раскрывала на сцене, я видел, каким должен быть настоящий артист.

– И каким же?

– Наша задача – донести смысл того, что ты исполняешь, быть откровенным и естественным.

Недоигрывать и переигрывать нельзя, как и в театре. Думаю, у меня это в генах от мамы – я стараюсь играть все «через сердце» и по-другому не могу. Когда ты искренен, то ощущаешь и энергетику, идущую от зрителя, она словно «висит» между вами, и вот ты чувствуешь, что краснеешь, потеешь, заводишься от всего этого и готов всю душу выложить. Конечно, многое зависит от того, играешь ли ты по нотам или импровизируешь – в импровизации можно показать всего себя. Год назад, на юбилейном концерте «Академик-бенда», во время исполнения популярной композиции Луи Примы «Sing, sing, sing» я спровоцировал пианиста Даниила Крамера. К счастью, это музыкант, который реагирует на такие здоровые провокации. Мы с ним–устроили импровизацию-перекличку, получился элемент шоу, на который зал отреагировал очень живо.

Романтическая история в зимнем лесу

– С недавнего времени вижу Вас еще и в составе группы «73 штат» – что это за коллектив?

– «Акадмик-бенд» – коллектив очень высокого уровня, универсальный, ему подвластны любые стили музыки. В нем играют и опытные, седые музыканты, и молодые. «Академик» – это определенный стиль, это музыка, известная во всем мире: Том Джонс, Глория Гейне, Луи Армстронг, Бенни Гудман… Это большой пласт от зарождения джаза в 1920-х годах и до 1970-х годов. Хотя с приходом в ансамбль Олега Зисера мы заиграли вообще без рамок. Даже стали совмещать классику с джазом – Крамер называет это «третьим течением». А «73 штат» – это, по сути, молодежный состав «Академика» и проект, учитывающий интересы молодежной публики. Наш репертуар – это латина, рок-нролл и его разновидность рокабилли, музыка из кинофильмов. Мы отбираем хорошие вещи, которые в городе никто не играет. Наш гитарист Максим Балакшин пишет музыку, и, думаю, скоро начнем его композиции играть.

– Есть ли у Вас любимая сцена? Какая аудитория больше нравится – чинная, как в концертном зале, или непосредственная, как в торговом центре?

– Для меня как серьезного артиста важно выступать на концертах, когда человек специально приходит слушать музыку. Но сейчас в России такой период, когда самому нужно идти к зрителю, чтобы потом он пришел к тебе. А главное – то, что человек несет в себе и что он хочет передать людям – тогда можно играть на улице, на даче, на турбазе. Однажды я играл зимой в лесу! В Ульяновск приехал актер из Москвы и нашел здесь невесту. Он решил сделать ей предложение в романтичной обстановке. Привез девушку в лес будто бы просто погулять, заводит ее на поляну – а там розы, свечи, шампанское, мы выходим из-за кустов и начинаем играть. Я считаю, это наша миссия помогать людям создавать свою любовь и свои семьи в романтическом настроении. И я соглашаюсь на такие импровизации, потому что в такие моменты сам испытываю сильные эмоции. А моя любимая площадка – этот ДК «Губернаторский», там лучшая акустика для джазовых концертов. Хочется, чтобы наши правители немножко оглянулись и привели в порядок филармонию, чтобы она выглядела достойно в городе, который называют культурной столицей.

«Искушений было много»

– Многие уверены, что жизнь богемы непременно связана с алкоголем, наркотиками и так далее. Но я знаю, Вы – семьянин, много работаете, получается, исключение из правила?

– Я мальчишкой «перепробовал» многие виды спорта и привык быть в форме. Если бы я не стал профессиональным музыкантом, то, наверное, стал бы спортсменом. У человека бывает такой смутный возраст, когда ты не понимаешь, чего хочешь. Спасибо родителям: они увидели во мне музыкальный талант и направили меня. А искушений было, конечно, много. Пробовали разное, но только не наркотики – это исключено. Курил сигареты, но быстро бросил – организм не принял. Думаю, это зависит не от профессии, а от человека и от его отношения к себе. Например, Чарли Паркер – великий саксофонист, по его учебникам сейчас учится весь мир. Но он нуждался в наркотиках и алкоголе. А мой знакомый Александр Гуртов уехал из Ульяновска в Индию, сочиняет замечательную музыку, и ему для этого не нужны ни алкоголь, ни мясо – он вегетарианец.

Каждому мир музыки открывается по-разному, но, думаю, с высшими силами надо учиться общаться без всяких допингов. Когда это получается, это счастье. У многих просто слабый дух, им кажется, что проще уйти от реальности, но это не работает, и потому многие уходят из жизни в молодом возрасте – примеров тому масса.

– Говоря о реальности: мы тоже живем не в лучшем мире, но Вы изо дня в день выходите на сцену и делаете праздник, как это получается?

– Что бы ни происходило в мире – проблемы, войны, – мы пришли в него радоваться жизни и радовать других. У каждого свой путь, но должно быть движение вперед. Какой пессимист сделает для мира что-то хорошее? Надо быть оптимистом.

– Важно ли для Вас, чтобы люди, с которыми Вы играете музыку, были Вашими друзьями?

– Я всегда этого хотел, хочу и буду хотеть.

Когда ты доверяешь человеку, с ним можно горы свернуть. К сожалению, в музыкальных кругах очень много цинизма, есть люди, которые по-настоящему любят свое дело, и есть просто «ремесленники». К сожалению, у меня мало друзей-музыкантов, с которыми можно посидеть, душу излить. А среди настоящих друзей есть люди, которые никакого отношения к музыке не имеют, но все они люди творческие. Например, кузнец Александр Романов.

Мы встречаемся редко, но нет предела темам, на которые разговариваем. И он тоже оптимист: это закон природы – сильный тянется к сильному. В принципе, каждый человек интересен, у каждого есть своя изюминка, просто надо уметь слышать людей – не слушать, а именно слышать.

– Помню, несколько лет Ваша дочь танцевала на концертах «Академик-бенда» прямо посреди зала. Ваши дети тоже любят джаз? А жена?

– Младшая дочь Анюта, скорее, любит, когда ее папа играет на саксофоне. Старшая Лиза такая же шебутная, с неуемной энергией, как у меня, но мы пока не поняли, куда ее направить. Она рисует, но еще не знает, чем именно хочет заниматься. Жена Инна всегда ходит на мои концерты – это мой друг и помощник, мы всегда можем что-то обсудить.

Она шьет очень хорошо и видит, кому из артистов стоит сменить костюм или цвет, корректирует свет. У Инны очень хороший вкус, и она, как говорится, зрит в корень.

– Что в Вашу жизнь принес джаз?

– Неописуемое ощущение – чувство внутренней свободы. Школа, которую дал мне «Академик-бенд». Гастроли в Америку очень помогли в развитии артистизма: я смотрел, как работают мировые звезды, и учился у них. Они на сцене очень естественны, открыты людям и делают это без пафоса. В России многие джазовые музыканты манерничают, а это лишнее.

Раз уж играешь – играй по-настоящему. Зрителю лгать нельзя.

Анна Школьная