Как вернуть билет на поезд или самолет, если вы не смогли, опоздали или просто передумали отправляться в путь?

В преддверии сезона отпусков билеты принято покупать заранее. Забронировать место в поезде, к примеру, можно за 45 дней до поездки. Такой подход, вопервых, помогает сэкономить, во-вторых, дает возможность выбрать лучшие места. Однако проблема в том, что жизнь часто вносит свои коррективы – отпуск переносится, планам помешала болезнь. В конце концов, за долгие полтора месяца можно просто передумать ехать на дальние курорты и решить остаться дома. А что делать с билетами? В каких случаях можно их сдать и получить всю заплаченную за них сумму?

Постой, паровоз!

Как рассказали в Ульяновском филиале ОАО «Российские железные дороги», цена железнодорожного билета состоит из стоимости самого билета и стоимости плацкарты.

За что можно требовать возврата денег – зависит от срока сдачи билета.

Если речь идет о поезде дальнего следования (кроме зарубежных направлений), при возврате билета не позднее чем за восемь часов до отправления поезда пассажиру должна быть выплачена полная стоимость билета и стоимость плацкарты. Если возвращаете билет позже, но не позднее чем за два часа до отправления поезда, вам полагается стоимость билета и 50 процентов стоимости плацкарты. Обратились менее чем за два часа до отправления поезда – получите возмещение стоимости билета без стоимости плацкарты.

В случае опоздания на поезд в течение 12 часов без уважительной причины либо вследствие болезни или несчастного случая (в течение пяти суток с момента отправления поезда) пассажир имеет право потребовать переоформить билет на другой поезд, оплатив стоимость плацкарты. Если же вы отказываетесь от поездки, вам обязаны вернуть стоимость плацкарты. Если же опоздали более чем на 12 часов – деньги вообще не возвращаются.

При возврате неиспользованного билета обязательному возврату подлежит сумма страхового сбора и стоимость сервисных услуг. При этом за операцию по оформлению возврата денег за неиспользованный билет всегда удерживается сбор.

При поездке в страны дальнего зарубежья вся сумма, потраченная на билет, возвращается, если вы обратитесь в кассу не позднее чем за шесть часов до отправления. Если доотправления осталось менее шести часов – деньги вообще не вернут. При этом вернуть билеты, купленные в России за границу, можно только на территории России.

Если билет куплен в кассе железнодорожного вокзала, то нужно туда и подъехать с паспортом. Если билет приобретен через интернет на сайте «РЖД», то можно вернуть его в «личном кабинете», не забыв ввести все те же данные, что и при оформлении билета. Передумав ехать, первым делом отмените регистрацию и постарайтесь сделать это сразу, потому что за час до отправления поезда будет уже поздно. Если все сделали правильно, деньги за возврат интернет-билета в течение десяти дней придут на карточку, по которой вы оформляли покупку.

Успеть за час

По другой системе деньги возвращают за неиспользованный билет на автобус междугороднего и международного сообщения. Как говорится на сайте ОАО «Автопассервис», возврат денежных средств за неиспользованный билет производится наличными непосредственно в кассе автовокзала при предъявлении паспорта (его номер, указанный в билете, должен совпадать). При этом деньги должны быть выданы не позднее чем через три часа после отправления автобуса.

Полную стоимость билета не удастся вернуть при любом раскладе. Если вы обратились в кассу за час и ранее до отправления автобуса, с вас удержат комиссионный и вокзальный сборы, а также 5 процентов тарифа. Спохватились перед самым отправлением – удержат сборы и 15 процентов тарифа, не позже чем через три часа после отправления автобуса – не вернут сборы и четверть стоимости билета. По истечении трех часов после отправления не получите вообще ничего.

Не улетишь пролетишь

Правила возврата билетов на самолет еще более сложны.

Вообще, в соответствии со статьей 108 Воздушного кодекса России, если вы возвращаете билет ранее чем за сутки до вылета, то вам обязаны вернуть стоимость билета, удержав сбор, «размер которого не может превышать 25 процентов от суммы, уплаченной за воздушную перевозку», но «если установленными перевозчиком правилами воздушных перевозок не определен льготный срок». Эта хитрая оговорка позволяет авиаперевозчикам вообще ничего не возвращать.

Впрочем, все зависит от конкретной авиакомпании. У некоторых из них существуют так называемые «безвозвратные авиабилеты», которые могут быть намного, иногда в несколько раз, дешевле, чем обычные. Такие билеты, конечно, вне закона, но все же существуют благодаря большому спросу со стороны клиентов.

Как правило, чем дешевле авиабилет, тем сложнее вернуть уплаченные за него деньги. Порой билеты принимают, но возвращают копейки. Другие авиакомпании накладывают на передумавших лететь пассажиров штрафы. В каждой авиакомпании он разный.

Как и у турагентств, которые тоже торгуют билетами.

Узнать, где вернуть авиабилет, можно на сайте авиакомпании или позвонив в ее справочную. Вас могут попросить написать заявление и направить его по почте. Отправляйте письмо с уведомлением.

Деньги не возвращают – отправляйтесь в суд со всеми подтверждающими документами. Это хлопотно, но зато можно потребовать у авиакомпании компенсации за моральный вред.

Во всех случаях невозврата уплаченных за билеты средств следует сначала обратиться с аргументированной письменной претензией в компанию-перевозчик. Также могут помочь в Отделе защиты прав потребителей и Роспотребнадзоре.

А вообще пользуйтесь услугами проверенных компаний и тщательно продумывайте свои поездки. Так вы избежите лишних хлопот.

Вадим Пилюков