После серии затяжных ливней на грани увольнения оказались и.о. министра энергетики и ЖКК Владимир Егоров и замминистра транспорта Дмитрий Вавилин.

Ливневые решетки, о которых «Симбирский курьер» неоднократно писал, заставляют говорить о себе все больше и больше: в сезон дождей многие горожане лишились новой обуви, кто-то отправил машину в ремонт, а некоторые, возможно, подадут в суд на администрацию города – именно ее бездействие стало причиной потопов в Ульяновске, считают эксперты.

Как в 97-м
В воскресенье сильнейший ливень обрушился на Заволжье и парализовал движение транспорта.

Из-за дождя встали троллейбусы, а машины по окна утопали в воде. Горожане, несмотря на критичность ситуации, подошли к проблеме с юмором, быстро переименовав улицы в реки. Например, блоггер alexio-marziano написал в своем блоге, снабжая реплики фотографиями Верхней Террасы: «Красавица, река-матушка Оренбургская!», «Собирается вся вода – в озере 40-летия ВЛКСМ», «Это плотинка на Менделеевке – тут лосось идет хороший». Фотографии говорят больше любых слов – сплошной водный поток заставляет людей обреченно брести прямо по улицам-рекам.

Но хуже всего пришлось жителям нового города.

– Это был настоящий потоп, – говорит житель проспекта Ленинского комсомола Евгений. – Никто никуда не мог уехать, а по-хорошему и из дому выходить не надо было.

Ливень так залил улицы города, что машины плыли в воде по окна, застревая в ставших невидимыми ямах. Естественно, ни о какой разметке речи не шло, а люди переходили дороги, максимально высоко задирая брюки.

Жители постарше вспомнили потоп 1997 года в новом городе. Тогда было еще хуже. После сильного ливня машины утонули на широких проспектах по самые крыши – и это никакое не преувеличение. Впрочем, кто-то говорит о том, что эти два потопа друг с другом соизмеримы – по масштабам бедствия так оно и есть. После того потопа в городе прочистили ливневки и с дождями Ульяновск стал справляться. Видимо, сейчас запас прочности иссяк.

Ливневки или насосы?
С погодой спорить бессмысленно, а вот со структурами, которые должны обеспечивать нормальную жизнедеятельность города, можно.

Причина у затоплений одна, и о ней в последние дни мы напоминали не раз – непрочищенные ливневки или вовсе их отсутствие. На заседании правительства тему подняли вновь, причем руководство области оговорилось: ливневки слишком дорогие. Выход будут искать в закупках насосов, которые смогут в сильные дожди уводить воду с тех мест, где ее скапливается особенно много.

Проблема, разумеется, не в одном новом городе. Каждый новый ливень на прошлой неделе приносил новые беды. Так, проблема обнаружилась в самом центре города – по интернету гуляет «веселое» видео, где перекресток улицы Карла Маркса и Молочного переулка превратился в наполненный водой канал. Люди, закатав брюки, шли прямо сквозь этот нескончаемый поток – кто-то на остановку, кто-то в продуктовый магазин, а кто-то в комитет ЖКХ администрации Ульяновска.

Затапливало уже и Димитровградское шоссе, и Верхнюю Террасу – но ливневки так и остались лишь мечтой для местных жителей.

Более того, чиновники чего-либо вразумительного на тему прошедшего дождя сказать не сумели. Замминистра транспорта Дмитрий Вавилин, когда губернатор Сергей Морозов на заседании правительства в понедельник попросил прокомментировать ситуацию, сказал лишь, что производились работы по пропуску дождевых вод, а ремонт дорог пока приостановлен. В новый город Вавилин в воскресенье не выезжал, за что и оказался в шаге от увольнения и получил губернаторский выговор. Формально за подобное нарушение – невыезд на место происшествия – был уволен раньше экс-министр ЖКК и энергетики Сергей Гигирев.

Его же заместитель, ставший и.о. министра, видимо, отправится тем же путем – Владимиру Егорову губернатор на заседании правительства рекомендовал написать заявление об уходе, а затем назвал его «уже бывшим замминистра».

Причиной стала неудовлетворительная работа «горячей линии» и неспособность чиновника отследить ситуацию: несмотря на сильнейший дождь, на телефоны министерства ЖКК не поступило ни одного звонка с просьбой устранить протечку кровли, хотя на городскую линию позвонили более 30 раз.

При этом похвалы удостоился глава администрации города Сергей Панчин, который позавчера выехал в новый город и работал до поздней ночи по организации устранения последствий потопа. Как известно, работа ливневых канализаций как раз в ведении администрации города.

Ливень-судья
В том, кто виноват, предстоит серьезно разобраться уже в ближайшее время – никто не гарантирует, что осень будет менее дождливой, чем прошлая неделя. Региональное МЧС отвечает однозначно – в столь сильном потопе виноваты, в первую очередь, напрочь забитые ливневки, хотя, если судить по докладам чиновников, с ними было все в порядке. Кому верить – МЧС или чиновникам? Наверное, верить нужно в первую очередь самому ливню, который расставил все по своим местам. Потоп, который он вызвал, стал своеобразным приговором ливневой системе города.

Урон дождь нанес значительный.

Так, пострадала 69-я школа, у которой по несчастью – или недоразумению – в эти дни стали ремонтировать кровлю, затопило стадион, подвалы во многих домах, а также в лагере имени Деева.

Еще одна проблема обнаружилась и с городской «горячей линией» – жители частного сектора оказались никому не нужны. Рассказывают, что звонок по телефону 05 с просьбой помочь откачать воду был проигнорирован с формулировкой «не выезжаем в частный сектор».

Кто же должен помочь этим людям?
Пострадал от ливней не только город. Продолжаются потопы в селе Усть-Урень Карсунского района – там в этом году уже подтопляло несколько домов. Тогда воду отвели специально прорытыми каналами, на что пустили немало денег, но предыдущая неделя вновь рассудила по-своему: потопы продолжаются, и никакие меры, предпринятые до этого, не помогают.

Из ливней этого лета властям предстоит сделать серьезные выводы – такие потопы не могут бесследно пройти. Причем эти дожди лишь четко показали проблему, о которой до этого говорить было не принято. А вот жители рассказывают: лужи после каждого дождя собираются у того или иного фасада, вода скапливается в подвалах – жилой фонд от этого изнашивается с огромной скоростью.

Если ничего не предпринять, то город может однажды просто смыть водой, как мифический Макондо из «Ста лет одиночества» Маркеса.

Сергей Гурьянов