С 2014 года в наших платежках появится новая строка – обязательный взнос за капитальный ремонт многоквартирного дома (МКД). До этого времени в Ульяновской области должна быть разработана региональная программа капитального ремонта жилья и целый ряд законов в сфере ЖКХ.
КУДА ПОЙДУТ ДЕНЬГИ?
Предполагается, что средства на ремонт можно будет накапливать двумя способами: в «общем котле» или на специальном счете, который смогут открыть ЖСК или ТСЖ. Собственники помещений в многоквартирном доме могут принять решение о выборе регионального оператора в качестве владельца специального счёта. Деньгами из «общего котла» будет распоряжаться региональный оператор. Жильцам дается месяц, чтобы определиться, куда пойдут их деньги. «Молчунов» автоматически определят к региональному оператору.
Если собственники помещений в многоквартирном доме в качестве способа формирования фонда капитального ремонта выберут специальный счет, то решением общего собрания собственников в доме необходимо определить:
– размер ежемесячного взноса на капитальный ремонт,
– перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
При этом ежемесячный взнос и перечень услуг (работ) не должны быть меньше тех, которые будут установлены областью.
Также решением общего собрания необходимо установить:
– сроки проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, которые не должны быть позднее сроков, установленных региональной программой капитального ремонта;
– владельца специального счета;
– кредитную организацию, в которой будет открыт специальный счет.
Решением общего собрания можно будет в любое время изменить способ формирования фонда капитального ремонта.
5 июля 2013 года был подписан Закон Ульяновской области № 108-30 «О регулировании некоторых вопросов в сфере обеспечения проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ульяновской области». Данным документом установлены требования к региональному оператору, который создается для аккумулирования взносов на капитальный ремонт каждого многоквартирного дома.
Особенностью данной организации является отсутствие коммерческих целей (извлечение прибыли), соответственно использование собранных денежных средств на иные цели недопустимо.
Предусматривается ежемесячное размещение в сети Интернет информации о размере фонда капитального ремонта. Правда, адрес сайта, где будут размещаться данные сведения, в Законе пока отсутствует.
Пока непонятно, как банковские структуры отреагируют на создание специальных счетов, и будут ли они выдавать кредиты на капремонт домов. Отметим, что, например, в странах Балтии объемы кредитов на капремонт домов превышают объемы ипотеки.
КОГДА ДОЙДЁТ ОЧЕРЕДЬ ДО ВАШЕГО ДОМА?
Жилищным кодексом Российской Федерации установлен один абсолютный критерий первоочередности на проведение капитального ремонта, когда такое проведение требовалось на дату приватизации первого жилого помещения. Также определен один относительный критерий первоочередности – если установлена необходимость проведения капитального ремонта в многоквартирном доме в порядке, утвержденном Правительством РФ.
Однако субъект может устанавливать свои критерии, основанные на техническом состоянии объектов общего имущества, носящих социальный характер, или исходя из любых иных предпосылок. Эти и собираются воспользоваться в Ульяновской области, где разработали собственные критерии составления очередности проведения капремонта по бальной системе.
СКОЛЬКО ПЛАТИТЬ?
24 июня депутаты Законодательного Собрания Ульяновской области приняли региональный закон, определяющий порядок начисления платы за капремонт в МКД. С 1 января 2014 года в платежках должна появиться строка об обязательном взносе как минимум 5 рублей 20 копеек с квадратного метра. То есть владельцу стандартной квартиры площадью 50 кв.м придется каждый месяц доплачивать по 260 рублей. Плата может быть и больше, если такое решение примут сами жители на общем собрании (если им, например, захочется побыстрее накопить необходимую сумму).
В законе оговорен минимальный размер фондов капитального ремонта в отношении МКД. Собственники помещений формируют указанные фонды на специальных счетах:
• для МКД, введенных в эксплуатацию до 1917 года (включительно) -15% стоимости капитального ремонта многоквартирного дома;
• с 1918 года по 1991 год (включительно) – 20%;
• с 1992 года по 2002 год (включительно) – 50%;
• с 2003 года – 100%.
Заметим, что государственная поддержка при этом оказывается всем домам, независимо от того, вносят жильцы деньги региональному оператору или на специальный счет.
В случае принятия собственниками решения об установлении взноса на капитальный ремонт в размере, превышающем минимальный, часть фонда, сформированная за счет данного превышения, по решению общего собрания дома может использоваться на финансирование любых услуг и работ, не входящих в обязательный перечень.
ЧТО БУДУТ РЕМОНТИРОВАТЬ?
В Жилищном кодексе Российской Федерации определен перечень услуг и работ по капитальному ремонту общего имущества в МКД, оказание и выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта:
• ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения;
• ремонт или замена лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, ремонт лифтовых шахт;
• ремонт крыши, в том числе переустройство невентилируемой крыши на вентилируемую крышу, устройство выходов на кровлю;
• ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в МКД;
• утепление и ремонт фасада;
• установка коллективных (общедомовых) приборов учета;
• ремонт фундамента многоквартирного дома.
В законе Ульяновской области перечень работ и услуг расширен:
• ремонт внутридомовых систем противопожарной автоматики и дымоудаления;
• утепление и ремонт балконов, отмостков, смена входных дверей, окон в подъездах, ремонт встроенно-пристроенных помещений лестничных клеток;
• благоустройство придомовой территории (при наличии кадастрового паспорта земельного участка или кадастровой выписки о земельном участке);
• подготовка проектной документации на осуществление капитального ремонта.
При этом государственное софинансирование возможно однократно, по каждому виду работ и услуг.
Капитальный ремонт – это не просто латание дыр в протекающей крыше или замена лопнувших труб. Это не только восстановление потребительских качеств строения, но и модернизация дома. Капремонт должен приводить к улучшению энергоэффективности МКД, что позволит в дальнейшем уменьшить платежи жителей, сокращая расходы на коммунальные услуги.
КОММУНАЛЬНЫЕ УСЛУГИ ПО НОВЫМ ПРАВИЛАМ
С 1 сентября 2012 года предоставление коммунальных услуг гражданам РФ регламентируются правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354.
В частности, уточнен порядок перерасчета платы за коммунальную услугу в случае временного отсутствия потребителя в жилом помещении (применяется, если нет прибора учета и расчет платы производится по нормативу); в случае предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества или с перерывами, превышающими установленную продолжительность. Также закреплена возможность (при наличии соответствующего решения собственников жилья) вносить плату за коммунальные услуги напрямую в ресурсоснабжающую организацию и уточнен порядок установления факта непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества.
Вопрос: Какие требования предъявляются к качеству коммунальных услуг?
Ответ: Требования к качеству предоставляемых коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных и жилых домах должны соответствовать требованиям, приведенным в приложении № 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг.
Под отоплением понимается бесперебойное круглосуточное отопление в течение отопительного периода. Обеспечение нормальной температуры воздуха: в жилых помещениях – не ниже +18’С (в угловых комнатах – +20’С); в районах с температурой наиболее холодной пятидневки (-ЗГС и ниже) в жилых помещениях – от +20’С (в угловых комнатах – +22°С); в других помещениях – в соответствии с требованиями законодательства РФ о техническом регулировании (ГОСТ 51617-2000).
Давление во внутридомовой системе отопления:
– с чугунными радиаторами – не более 0,6 МПа (6 кгс/кв.см);
– с системами конвекторного и панельного отопления, калориферами, а также прочими отопительными приборами – не более 1 МПа (10 кгс/кв.см);
– с любыми отопительными приборами -не менее чем на 0,05 МПа (0,5 кгс/кв.см), превышающие статическое давление, требуемое для постоянного заполнения системы отопления теплоносителем.
Холодное водоснабжение – круглосуточное бесперебойное горячее водоснабжение потребителя в течение года. Обеспечение соответствия температуры горячей воды в точке водозабора требованиям законодательства РФ о техническом регулировании (СанПиН 2.1.4.2496 – 09). Давление в системе горячего водоснабжения в точке разбора – от 0,03 МПа (0,3 кгс/кв. см) до 0,45 МПа (4,5 кгс/кв.см).
Водоотведение – бесперебойное круглосуточное водоотведение в течение года; отвод бытовых стоков из жилого помещения по присоединенной сети.
Электроснабжение – бесперебойное круглосуточное электроснабжение в течение года. Постоянное соответствие напряжения и частоты электрического тока требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (ГОСТ 13109-97 и ГОСТ 29322-92).
Газоснабжение – бесперебойное круглосуточное газоснабжение в течение года. Постоянное соответствие свойств подаваемого газа требованиям законодательства РФ о техническом регулировании (ГОСТ 5542-87). Давление газа – от 0,0012 МПа до 0,003 МПа.
Примечание: Коммунальные услуги ненадлежащего качества – это услуги, не отвечающие установленным требованиям режима, объема и качества предоставления коммунальных услуг, а также требованиям договора, заключаемого исполнителем в соответствии с законодательством Российской Федерации и содержащего условия предоставления коммунальных услуг.
Вопрос: Что делать потребителю, если он получает платежные документы для оплаты жилищно-коммунальных услуг от двух управляющих компаний?
Ответ: Многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией. Согласно Жилищному кодексу РФ, между собственниками жилья и управляющей организацией должен быть заключен договор, на основании которого должны предъявляться документы на оплату оказанных услуг.
Для подтверждения законности предъявления документов на оплату услуг собственники могут обратиться в управляющие организации, которые предъявили платежные документы и потребовать: 1) копию договора на управление многоквартирным домом;
2) копию документов, подтверждающих правомочность заключения договора;
3) копию документа (акта), подтверждающего передачу технической документации на данный дом управляющей организации.
Гражданский кодекс РФ предусматривает, что заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг. Обязанность оплачивать неоказанные услуги, законодательство не предусматривает.
Если вы оплатили необоснованно начисленные платежи за жилищно-коммунальные услуги, поступившие от управляющей организации, которая не смогла доказать правомочность начисления данных платежей и не являлась исполнителем услуг, нужно обратиться с письменной претензией в адрес данной организации о проведении перерасчета.
В случае неудовлетворения требований потребителя спор может быть разрешен исключительно в рамках гражданского судопроизводства, так как по общему правилу защита нарушенных прав потребителя осуществляется судом. Иск предъявляется в суд по месту жительства, по месту пребывания либо по месту нахождения ответчика. При этом потребитель освобождается от уплаты государственной пошлины по делам, связанным с нарушением его прав.
Примечание: В перечень услуг и работ добавили взносы на капитальный ремонт, и в настоящее время он представляет собой три пункта:
а) плата за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плата за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
б) плата за коммунальные услуги;
в) взнос на капитальный ремонт.
Дополнительную информацию вы можете получить в Комитете жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ульяновска:
тел.: (8422) 27-00-46
Контакт-центр при Главе города Ульяновска Марины Беспаловой:
тел.: (8422) 73-79-11

в газете на правах рекламы