Ливневки и очистные сооружения стали главной темой для обсуждения на городском аппаратном совещании во вторник.

Чиновники решали, как в условии отсутствия бюджетных средств избежать потопов. Специалисты, запросив «миллиарды», признали, что это невозможно.

Как доложил председатель городского комитета дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта Ильдус Юсупов, в Ульяновске сегодня существует 203 погонных километра ливневой канализации.

Учитывая, что общая протяженность автомобильных дорог в городе составляет 520 километров, а с учетом пригородной зоны – 860 километров, сливом обеспечена лишь четвертая часть дорог.

По словам директора МУП «Стройзаказчик» Александра Шканова, в левобережье ливневой канализации нет ни на Нижней, ни на Верхней Террасах (в советское время ее лишь начали строить). В новом городе ливневые сети строил авиазавод, он же их обслуживал. В 90-е годы коммуникации были переданы на баланс города, который, судя по всему, их благополучно забросил.

Доказательство тому воскресное ЧП, когда после дождя проспекты превратились в реки.

Водоотводная система в правобережье, согласно принятой в 1985 году схеме, предусматривала слив воды через единые очистные сооружения в поселке Мостовая. Однако проект так и не был реализован. В новом Генплане образца 2007 года предусмотрено уже несколько точек водосброса на улицах Отрадной, Невского, Промышленной, Октябрьской, Маяковского, в поселке Мостовая. Но все это остается лишь на бумаге. Сегодня на строительство сетей и очистных сооружений нужны средства, сопоставимые с годовым бюджетом города.

– Никто вам миллиардов на ливневки не даст, – заявила глава Ульяновска Марина Беспалова. – Предлагайте другие варианты решения проблемы, не требующие затрат из бюджета.

Вариантов, правда, не находилось. Даже для устранения угрозы подтопления отдельных, наиболее проблемных, участков, как, например, по улицам Кольцевой и Варейкиса, где, кроме всего прочего, на поверхность выходят грунтовые воды, нужны серьезные средства.

– Там необходимо строить кольцевой водоотводной коллектор со сбросом в овраг Винновской рощи, но целесообразнее это делать вместе с капитальным ремонтом дороги, отметил Шканов. Цена вопроса – несколько десятков миллионов рублей.

Однако часто там, где ливневки есть, они закатаны в асфальт. К каким последствиям это приводит, можно было наблюдать всю минувшую неделю. В интернете размещен видеоролик, на котором видно, как на перекрестке улицы Карла Маркса и переулка Молочного автомобили едут по стекла в воде, а пешеходы переправляются чуть ли не вплавь. Как выяснилось в ходе совещания, в прошлом году после ремонта тепловых сетей там был закатан в асфальт дождеприемный колодец. Тогда никто из чиновников, принявших работы, на это даже не обратил внимания. В результате сейчас после дождей вода заполнила собой пространство в несколько десятков квадратных метров. Сотни автовладельцев и других горожан понесли ущерб, и кто им его возместит – большой вопрос.

Ильдус Юсупов главной проблемой считает заиленность водоотводной системы.

– Мы провели обследование всех сетей и выявили, что 99 процентов ливневых решеток открыты и находятся в рабочем состоянии, зато уровень засоренности коллекторов составляет от 40 до 70 процентов, – отметил он.

На очистку сетей Юсупов запросил 37 миллионов рублей.

Впрочем, обоснованность составленных комитетом смет, как выяснилось, никто не проверял.

Между тем еще в 2010 году при активном вливании бюджетных средств в МУП «Ульяновскдорремсервис» было закуплено множество специальной техники, в том числе каналопромывочная машина и так называемый илосос – ремонтная машина с компрессором. Также на базе предприятия была создана специальная бригада, которая должна заниматься эксплуатацией ливневок. Где сейчас та самая техника, видимо, вопрос риторический.

Вадим Пилюков