Многие родители жалуются – дети не хотят читать книги, им интересен компьютер, телевизор, сотовый телефон, но не шелест страниц, воспетый в песнях.

Между тем заинтересовать ребенка чтением можно и чем раньше это будет сделано, тем лучше.

Совсем скоро начнется новый учебный год.

Школьникам наверняка дали внушительный список литературы на лето, но август близится к середине, а не прочитана даже четверть – некогда заниматься чтением, когда надо бегать, купаться и играть на компьютере. Как же заинтересовать ребенка чтением?

С малых лет

Психологи утверждают: читать никогда не рано, ребенку нужно показывать книжки с самого детства. В частности, есть даже один из методов развития ребенка, когда он находится еще в утробе матери – чтение сказок вслух.

Даже не умеющий ползать, ходить и уж тем более читать малыш должен знать, что такое книга – многим маленьким детям до ужаса интересны именно книжки, которые они могут подолгу рассматривать, пытаться листать и, куда уж без этого, грызть.

Родители должны читать детям книжки каждый день, с как можно большим интересом и различными интонациями в голосе. Психологи рекомендуют как можно больше жестикулировать, использовать мимику, чтобы ребенок верил: книги – это интересно. Необходимо узнать и понять, что нравится вашему малышу, чтобы делать упор на это.

Даже когда дети сами умеют читать, продолжать чтение вслух необходимо.

– Никуда нельзя деться от совместного чтения, – говорит психолог центра социально-психологической помощи «Семья» Юлия Рыбочкина. – Один абзац мама, другой – папа, третий – ребенок. Потом это все нужно пересказать, обсудить. У нас же так получается, что родители читают ребенку книги до пяти лет, а потом говорят: все, ты уже взрослый, давай сам. Между тем это очень важно – читать нужно дольше.

Бывает так, что ребята, которым интересно слушать мамино или папино чтение, сами лезут к книжке, чтобы самостоятельно прочитать ее до конца. Важно чтение вслух и по другой причине – благодаря этому ребенок учится языку, и чем четче вы произносите слова, чем правильнее это делаете, тем лучше: дети, наученные с детства произносить «звонИт», вряд ли в будущем станут произносить это слово неправильно.

«Пьянея от строк»

Тяжелее тем, кто уже упустил время, когда ребенок мог полюбить книги. Ребенку исполнилось 10-12 лет, и ни о каком чтении он и не помышляет, все подаренные книжки (в том числе электронные) пылятся на дальних полках, зато на экране компьютера разворачивается целая битва – это войско египтян под управлением маленького полководца громит римлян. Возможно, родителям стоит обратить внимание на это – чтобы заинтересовать ребенка книгами, можно подарить ему детскую энциклопедию о древних войнах, чтобы мальчик мог, как у Высоцкого, постичь «смысл атаки и лязг боевых колесниц». Вслед за этим, если–трюк удался, можно пристрастить ребенка к чтению и художественной литературы – сначала на ту же тему.

Важно заинтересовать ребенка с помощью собственного примера. Чтобы ваши дети развивали навыки и умения грамотного чтения, родители сами должны, опять же по Высоцкому, «пьянеть от строк» – причем на глазах у ребенка. Пусть это станет вашим хорошим наркотиком – заразиться чтением, если вы сами переносчик этой бумажной болезни, ребенку будет легче всего.

Американский психолог Венди Уильямс из Йельского университета дает целых 80 советов о том, как привлечь ребенка к чтению. Ее методика основана как раз на совместном чтении, когда родители должны читать сами, читать детям, более того – делиться с ними прочитанным, размышлять о книгах. Родители, по мнению Уильямс, должны показать ребенку ценность книг – их нужно покупать, дарить, с удовольствием принимать в подарок. Вовлечь детей в процесс можно и с помощью периодики – подпишитесь на детские журналы, обязательно оформив подписку на имя ребенка.

Маленькие чтецы любят статистику – и это тоже нужно использовать, повесив на видном месте список прочитанных ребенком книг, прогресс (сколько за месяц преодолено страниц) и так далее. Уильямс в своей методике не зацикливается именно на художественной литературе – читать нужно все подряд: каталоги, проверять ценники в магазинах, изучать рецепты в поваренных книгах, путеводители по тем местам, куда вы собираетесь съездить.

Ритуальное чтение

Важно создать вокруг чтения своеобразный ритуал – у малыша должно быть определенное место для этого времяпрепровождения, с собственным уютным креслом и книжными полками вокруг. Не забудьте и о своей библиотеке, которая должна быть в доме – хотя с этим как раз в России все в порядке. Согласно последним опросам, лишь у одного процента жителей страны нет домашней библиотеки.

Ритуалы вообще должны сопровождать чтение ребенка. Так, Венди Уильямс советует обсуждать каждую прочитанную ребенком книгу в кругу семьи. Пусть это будут целые тематические вечера, посвященные чтению. Хорошо, если у вас есть возможность почитать с ребенком по ролям, а еще лучше – разыграть сценку из книги.

Рекомендуется, чтобы у ребенка была и привычка читать перед сном. Это не только добавляет «ритуальности» чтению, но и помогает расслабиться, обеспечивает спокойный сон до самого утра.

Книги должны сопровождать все увлечения ребенка – соберите издания по одной тематике: о тех же древних римлянах, динозаврах, пиратах, рыцарях… Купите книгу, по мотивам которой был снят любимый фильм ваших детей.

Нужно поощрять фантазию ребенка – пусть он придумает продолжение слишком быстро кончившейся книжки. При этом малышу лучше начинать с чтения коротких рассказов, чтобы у него было ощущение законченности.

Научить чувствам

Есть и еще один важный аспект, который поможет в будущем приучить ребенка к чтению. Юлия Рыбочкина считает, что интерес к книгам у современных детей пропадает из-за такого явления нынешнего времени, которое ученые называют алекситимией – человек не может определить, что он чувствует, не может описать свои эмоции, не может понять и прочитать эмоции другого человека.

– И вот представьте, что этому ребенку надо читать Тургенева, Чехова, Куприна, особенно «Темные аллеи» Бунина, – говорит Юлия Рыбочкина. – Там чувств очень много, все эти «бабочки в животе», помутнения в голове от любви и т.д. Ребенку непонятно, что испытывает герой книги, поэтому и кажется написанное бредом.

В таком случае родителям очень важно научить ребенка чувствовать. Этому помогут обсуждение, живой разговор. Покажите своим детям картину Решетникова «Опять двойка» и задайте вопросы: что чувствует мальчик, кто его утешает, кто радуется? Спросите, что чувствует бездомный пес, которого вы увидели на улице во время сильного ливня.

– Обсуждать нужно и фильмы, и передачи, – говорит Юлия Рыбочкина. – Спросите ребенка, что чувствует герой в каком-то из моментов фильма, выскажите свое мнение. О чувствах и эмоциях нужно разговаривать.

Эти рекомендации, вероятно, помогут не только при чтении книг. Ваш ребенок, если вовремя подумать о его духовной составляющей, станет чутким человеком.

«Значит, нужные книги ты в детстве читал»

Чем пополнить свою библиотеку? Вероятно, вам подскажет ответ на этот вопрос собственное детство – любимые книги остаются светлым образом в воспоминаниях очень и очень долго. Не стесняйтесь дать ребенку потрепанную книжку Крапивина, которого вы сами измусолили в детстве пусть ваши дети приобщаются к чтению по вашему же примеру.

Кроме того, существует множество рейтингов вроде «100 лучших детских книг». Найти их несложно, а содержание рейтингов более или менее одинаковое. Так, в одном из них первое место занял «Маленький принц» Сент-Экзюпери, на втором – «Приключения Тома Сойера» Марка Твена, а третье занимает книга «Два капитана» Вениамина Каверина. Десятка лучших книг на слуху – здесь Носов с «Приключениями Незнайки», Александр Волков с восхитительной серией книг «Волшебник Изумрудного города», сказки Андерсена, «Алиса в Стране чудес» Кэрролла, Милн со своим ВинниПухом, Линдгрен с Карлсоном. Восьмое место в рейтинге сайта 100bestbooks.ru занимает Джоан Роулинг с Гарри Поттером.

Такие рейтинги, разумеется, не могут быть объективными, но помогут вам напомнить о тех изданиях, про которые вы уже и забыли.

Не стоит, впрочем, забывать и о школьной программе. Особенно это касается подростков, которым уже неинтересны Гоголь, Толстой, Достоевский – слишком далеко по времени они от них ушли.

– В таких случаях помогает договор, – говорит Юлия Рыбочкина. – Многие дети любят читать, но те книги, где больше действий, чем размышлений и чувств. Торгуйтесь – пусть ребенок прочитает пять страниц «Властелина колец» и одну «Ревизора». Это недолго и необходимо совсем от русской классики отказаться нельзя, тем более что она у нас действительно великая.

Сергей Гурьянов