Вступившие в силу 23 июля поправки в Гражданский кодекс РФ должны подарить очередную надежду тем, кто десятилетиями стоит в очереди на улучшение жилищных условий – отныне выморочное имущество должно автоматически переходить в собственность того муниципального образования, на котором оно расположено. Однако то, как проблема решается сейчас, не оставляет очередникам практически никаких шансов.
Федеральным законом от 23 июля 2013 года №223-ФЗ вносятся изменения в статью 1151 части третьей Гражданского кодекса РФ и касаются так называемого выморочного имущества – квартир, дач, земельных участков, предназначенных для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства, а также долей в них, на которые не претендуют наследники по родственной линии, а также если нет наследников по завещанию, которое оставил умерший.

До настоящего времени земельные участки, на которых располагалось такое жилье, передавались в порядке наследования в федеральную собственность. Однако в мае 2012 года вышло постановление пленума Верховного суда РФ «О судебной практике по делам о наследовании», в котором говорится: выморочное имущество в виде жилого дома, надворных построек, используемых на части земельных участков, должно переходить в собственность муниципального образованиия, на котором это жилое помещение расположено. Доводы при этом приводятся такие. Существовавший принцип закрепления прав собственности на опустевшее жилье, особенно частных индивидуальных домов в сельской местности, ограничивал возможности их дальнейшего полноценного использования, передачи другим людям. Местные власти порой даже не могли благоустроить и убрать опустевшую территорию, поскольку она принадлежала федералам.

Теперь руководство городских и сельских поселений, обладающее и информацией, и ресурсами для управления и распоряжения земельными участками с расположенным на них жильем, может им распоряжаться: продавать, сдавать в аренду гражданам или организациям. Для этого муниципалитет должен обратиться к нотариусу с заявлением о выдаче сви-детельства о праве наследования на выморочное имущество. После этого оно должно включаться в жилищный фонд социального использования.

При этом иное бесхозное имущество, то есть транспортные средства, мебель, антиквариат, оставшееся от одиноких граждан, как и прежде, автоматически переходит в федеральную собственность в лице Росимущества.

Нововведение само по себе способно упростить и убыстрить процедуру оформления и распределения бесхозного имущества, ведь власти на местах лучше знают, насколько востребован тот или иной земельный участок или жилье и кем. Определенные надежды на новые правила возлагают и очередники, ожидающие своей очереди на квартиру.

Вместе с тем вряд ли эти ожидания будут оправданы, считают специалисты. Как отмечают в Комитете по управлению городским имуществом и земельными ресурсами (КУГИЗ) администрации Ульяновска, в год в реестр бесхозного имущества вносится несколько десятков квартир, но большинство из них и до смерти квартиросъемщиков принадлежало муниципалитету – одинокие граждане, как правило, не приватизируют жилье, имея договоры социального найма.

В настоящее время в общегородской очереди на улучшение жилищных условий стоит 7,5 тысячи ульяновских семей, из них 7240 встали на очередь до 1 марта 2005 года, когда вступил в силу новый Жилищный кодекс РФ, намного усложняющий процедуру получения квадратных метров от государства.

В последние годы очередь на получение жилья практически не продвигается. Город не строит жилых домов за счет бюджетных средств уже более 20 лет, поэтому очередники могут рассчитывать только на те неприватизированные квартиры, жильцы которых умерли. Причем сейчас квартиры получают те, кто встал на общегородскую очередь еще в 70-е годы прошлого века.

В 2010 году была принята муниципальная целевая программа «Обеспечение жилыми помещениями отдельных категорий граждан на 2011-2015 годы» с общим объемом финансирования 300 миллионов рублей. За пять лет действия программы планировалось за счет городской казны улучшить жилищные условия 200 ульяновских семей. Однако финансирование программы постоянно урезается. Вот и в 2013 году действие ее полностью приостановлено – предусмотренные ранее 50 миллионов рублей были направлены на другие нужды. Отменено финансирование (23 миллиона рублей) и по программе обеспечения жильем молодых семей на 2011-2015 годы.

И все-таки способствовать продвижению очереди должно новое строительство. В частности, по сложившимся правилам и законам застройщик обязан передать часть квартир в новостройках в пользу города – в качестве компенсации за предоставленный под застройку участок. С застройщиком заключают инвестиционный контракт, где и оговаривается, что, в зависимости от месторасположения, типа дома, различных обременений (которые также могут вменяться девелоперу), в городскую собственность должно отойти столько-то «квадратов» или столько-то квартир. В Ульяновске в среднем доля определена на уровне 10 процентов квартир. Однако в настоящее время этот механизм обеспечения очередников жильем забыт – новых жилых домов строится все больше, но очередь при этом практически не двигается. Почему? Как признаются участники рынка, на самом деле квартиры застройщиками предоставляются, но большая их часть, видимо, просто уходит на сторону. Сфера полностью закрытая, потому, как сейчас принято говорить, с большой коррупционной составляющей.

Поправки в Гражданский кодекс могли бы быть более актуальными для сельских поселений, ведь сегодня во многих деревнях и селах можно увидеть целые улицы брошенных домов. Однако здесь проблема совсем другого характера. У большинства домов наследники как раз есть, однако хоть как-то их использовать родственники не могут – переезжать туда никто не собирается, а, учитывая общий развал деревни, цена даже приличного дома с десятком соток земли может быть близка к нулю.

Вадим Пилюков