– объяснит ульяновцам общественный совет по духовно-нравственному воспитанию при мэрии.
По сообщению из администрации Ульяновска, утвержден состав общественного совета по вопросам духовно-нравственного воспитания населения. В нем десять человек, половина из них выдвинута самой администрацией, остальные, как указано в сообщении, «предложены жителями города» (интересно, по какой процедуре?). Впрочем, в состав вошли люди достойные: вузовские преподаватели-гуманитарии, работники культуры и искусства. Для одного из них, однако, оказалось новостью то, что его включили в совет, другие припомнили, что – да, анкету заполняли, согласие давали, но с положением о совете не знакомы, кто в его составе, не знаем.
Можно ли с помощью общественного совета улучшить состояние нравственности и тем паче духовности? Это риторический вопрос, и сами члены совета это понимают. Речь, видимо, идет лишь о создании неких условий, которые могли бы этому способствовать.
Профессор УлГПУ, доктор культурологии Денис Макаров идею совета одобряет: «Это место, где можно будет поставить вопросы, составляющие смысл жизни человека. У нас в основном говорят об экономике, а о духовном забывают. На мой взгляд, нет ничего важнее, чем спросить человека: зачем все? Зачем учиться, работать, для кого это – для себя, для других, для родины? Возможно, здесь начнется какое-то развитие».
Председатель местного отделения Международного общественного фонда единства православных народов Вячеслав Егоров признает, что предмет работы совета – вещь «достаточно щекотливая». «Духовность и нравственность у нас не на высоте, но это сложная сфера, требующая ценностных подходов, – говорит он. -Проблема требует артикуляции, осмысления и работы. Аккумулировать мнение общественности, лишний раз объяснить людям, что такое хорошо и что такое плохо, – не вредно. Но эффективность совета зависит от того, кто и как этим будет заниматься».
Для директора городской центральной библиотечной системы Ольги Слеповой оказалось важным «войти в любой состав, где можно координировать вопросы культуры и образования, воспитания школьников, потому что у педагогов нет стимула приводить детей в библиотеку, как в советское время». Совет ей интересен и с прагматической точки зрения: университетские работники будут перед глазами, им можно объяснить, что библиотеки тоже должны питаться кадрами. Слепова рассчитывает, что, обозначая проблемы и предлагая пути их решения, можно повлиять на власть.
Бывшая заведующая Музеем Пластова Татьяна Верещагина призналась, что плохо представляет себе свою работу в совете, не знает, какие задачи он будет решать, но ей нравится словосочетание «духовно-нравственный» и участвовать в совете она будет с удовольствием. «Раз включили, значит, будем работать», -подытожила она.
В Ульяновске под эгидой городской администрации формируется целый ворох общественных советов. Только в июле-августе объявлено о создании или уже сформировано, как минимум, четыре совета: по инвестициям; по вопросам строительства и архитектуры; по здоровому образу жизни, вопросам семейной и демографической политики; по вопросам духовно-нравственного воспитания населения.
Рождение каждого очередного совета сопровождается постановлением главы администрации города с типичной формулировкой «в целях совершенствования взаимодействия администрации города с институтами гражданского общества и экспертами». Положения о советах – тоже совершенно типовые: общие положения, задачи и функции совета, его права, порядок формирования и упразднения, состав и организация работы. Например, задачи и функции советов сформулированы практически одинаково: «определяет приоритетные направления», «вырабатывает предложения», «содействует информационному обеспечению», «содействует организационному взаимодействию» и так далее. Скелет один, слегка меняется только содержание путем подстановки одной темы вместо другой. Такое ощущение, что сверху прошла команда создать в муниципалитетах общественные советы «с целью развития структур гражданского общества». Кстати, в западной политологической литературе используется термин GONGO, что означает «негосударственные организации, созданные государством», или просто провластные НКО.
Взаимодействие с гражданами – вещь хорошая, даже необходимая. Но в конкретном случае совета по духовно-нравственному воспитанию, созданному по инициативе власти, у людей всегда останется вопрос к самой власти: а насколько нравственно – не говоря уже про духовность – она себя ведет? Каждый ульяновец может привести список данных властью и не выполненных обещаний, что во все времена считалось безнравственным поведением. Взять хотя бы пресловутое постановление о дополнительных мерах по защите зеленых насаждений, которое ни на сутки не остановило вырубку городской зелени в угоду бизнесу. Про тройной контроль при приемке дорожного полотна говорится каждый год, и каждый год якобы отремонтированные дороги смывает вешними водами. Этот перечень можно продолжать. Ну, а про предвыборные обещания и говорить нечего: там слово уж точно не равно делу.