Через неделю, 27 августа, исполнится 100 лет с того дня, как знаменитый авиатор-ас Петр Нестеров впервые исполнил «мертвую петлю», положив тем самым начало эры высшего пилотажа. Каких высот сегодня достиг самый сложный вид самолетного спорта, что спасает летчиков от колоссальных перегрузок и как нарисовать сердце в небе, корреспонденту «СК» рассказал Анатолий Марунько (на снимке), командир пилотажной группы «Русь», выступившей в минувшие выходные в Ульяновске.

Откуда есть пошла «Русь»

В День авиации в Ульяновске выдалась нелетная погода. Из-за плотных свинцовых туч, закрывших небо, организаторам «Авиасалона2013» в аэропорту «Ульяновск-Восточный» пришлось вносить серьезные коррективы в программу показательных полетов. Под вопросом оказались выступления двух пилотажных групп, одна из которых в Ульяновск даже не прилетела. Эскадрилья «Русь» обманывать ожидания зрителей не стала и поднялась в небо.

Пятерка реактивных «Л-39» показала в небе незабываемое шоу. Вначале единым монолитом, словно связанные невидимой нитью, самолеты синхронно исполнили «мертвую петлю», прочерчивая дымовые линии. Следом эскадрилья моментально собиралась ромбом, одиночный самолет солиста принялся описывать «бочки» вокруг траектории всей четверки. Эта фигура называется «вентилятор». Потом было «зеркало»: проход пары самолетов с выпущенными шасси, ведущий совершает полубочку и начинает перевернутый полет – вверх колесами. Создается впечатление «зеркального отражения» самолета ведомого. Следом идет «проход сквозь строй», «скрипичный ключ», «фонтан»…

Диапазон перегрузок, которые испытывают летчики, – от -4 до +8. Минимальное расстояние между самолетами – один метр. Скорость по ходу выступления меняется от 160 до 730 километров в час, режим работы двигателя – от «малого газа» до «максимума». И так в течение получаса. За это время в программе не повторяется ни один элемент. Под конец «русичи» похулиганили, имитируя «посадку пьяного летчика»: при заходе на полосу самолеты выполняли резкие маневры с набором и потерей высоты.

Позже Анатолий Марунько признался, что из-за погоды выступали по третьему, самому укороченному, сценарию. К сожалению, улья-новцы так и не увидели знаменитое «пронзенное сердце». Фигура в свое время была придумана английской пилотажной группой «Красные стрелы» в знак признательности принцессе Диане. Два самолета белым шлейфом рисуют фигуру в форме сердца, одиночный самолет«стрела» «пронзает» ее. Кстати, «Русь» – единственная российская пилотажная группа, способная выполнить эту фигуру.

Все дело в цвете

Систему дымов в свое время приспособили на штурмовиках инженеры Вяземского учебного авиационного центра ДОСААФ (на его базе в 1987 году и образовалась «Русь»). Из специальной емкости дизельное топливо подавалось по трубопроводу и впрыскивалось в выхлопную часть сопла реактивного двигателя. Парафиносодержащие элементы выпадали в виде белых хлопьев. Так получался белый дым. В арсенале пилотажной группы «Русь» не только белые, но и синие, и красные дымы.

– Дымы – это еще и безопасность! – поясняет Анатолий. – Бывает, мы распускаемся на высоте, разворачиваемся на 180 градусов, один уходит, второй уходит, третий… А нам же надо за ведущим лететь, вот и звучит в эфире: «Толь, поддымни!». То есть обозначь себя. Он раз нарисовал след, пустил дым, мы видим: ага, вот он, ведущий».

Полеты на голом энтузиазме

Поднимаются в небо «русичи» один за другим, а вот приземляются с интервалом в пять минут. Публика с восторгом приветствует пилотов, у всех – непреодолимое желание сфотографироваться с асами. Некоторым счастливчикам это удается. В том, что у этих людей нелегкая работа, убеждаешься, глядя на их уставшие вспотевшие лица. В руках у летчиков – шлемы и кислородные маски. Поверх шелкового комбинезона надеты противоперегрузочные костюмы, которые летчики называют «боевыми штанами».

– Костюмы надеваем, чтобы уменьшить перегрузки, которые в групповом пилотаже могут достигать 6 единиц, – объясняет командир. – В «штанах» обжимаются мышцы ног и пресса – в результате уменьшается отток крови от головы, а значит, уменьшается и риск потерять сознание.

Красота в небе дается высокой ценой. Июнь стал для «русичей» черным месяцем. 7 июня 1991 года при выполнении учебного полета парой на подготовку резервного летчика самолеты столкнулись в воздухе. Летчик Кайнов с поврежденной плоскостью сел на аэродроме, Юрий Быков разбился при заходе на посадку. Ровно через год во время тренировочного полета группой на аэродроме «Двоевка» при перестроении из одной формации в другую не хватило высоты Володе Архипову. Его самолет упал в районе аэродрома, раздался удар, огненный смерч снес антенну локатора. А 10 июня 2001 года во время выступления на авиасалоне в Санкт-Петербурге столкнулись два самолета. Анатолий Марунько катапультировался, Сергей Максимов погиб.

Несмотря на трагедии, пилотажная группа продолжает свое дело. Летчики решили во что бы то ни стало сохранить то, за что пилоты «Руси» заплатили своей жизнью. Сегодня эскадрилья «Русь» – это команда мастеров синхронного пилотажа высочайшего международного уровня.

Конечно, пилоты не привыкли жаловаться, но на вопрос, кто оказывает поддержку группе, отвечают просто: «Никто». «Русь», показывая программу из 30 фигур высшего пилотажа, не имеет финансирования. Какой ценой дается хореография на критических перегрузках, знает только эта «пятерка отважных».

– Надо обновлять парк самолетов, приглашать молодых летчиков, передавать эстафету и хранить уникальный авиаотряд, а мы вынуждены думать об элементарном выживании, говорит Анатолий Марунько. – На Западе такие авиаотряды материально поддерживают многие брендовые компании, а авиашоу там проходят в каждом городе по нескольку раз в год. В России же, с ее претензиями на авиационную державу, мы летаем лишь по очень большим праздникам.

Вадим Пилюков