Рапортуя о росте рождаемости и успехе демографической политики, власти обманывают либо себя, либо народ, либо всех скопом: на демографическую ситуацию не оказывает особого влияния даже материнский капитал, о чем хорошо знают профессиональные социологи.
То, что во второй половине первого и в первой половине второго десятилетия XXI века в России будет рост рождаемости, было известно еще 25 лет назад, когда ни о путиных, ни о медведевых никто и слыхом не слыхивал. Известно это было как раз из социологии, науки на удивление точной. В 1991 году я случайно и без всякой цели купил маленький сборничек под названием «СССР в цифрах в 1990 году» и только сейчас понял, сколь ценным с познавательной точки зрения было это мое приобретение. В книжке – масса цифр, характеризующих жизнь СССР в последние 40 лет его существования.
Есть в ней и данные по рождаемости, смертности, прибыли-убыли и численности населения. Причем не просто численности в целом, а по возрастным категориям – от 0 до 70 лет и старше, и даже учтены те, чей возраст социологи узнать не смогли.
Одну такую таблицу из сборника, из которой и была ясна демографическая картина на 25-30 лет вперед, я приведу.
Основным тезисом, который доказывается данными из этой таблицы, является то, что рост рождаемости последних лет предопределен демографией 80-х годов прошлого века. Так называемым бэби-бумом, когда в СССР на свет появилось несколько десятков миллионов младенцев. Демографические процессы той поры связывают обычно с благополучием эпохи Леонида Брежнева, хотя и тогда влияние власти было, на мой взгляд, лишь косвенным. Главная же причина бэби-бума заключалась в большом количестве людей репродуктивного возраста, живших в 80-е, что, в свою очередь, было следствием бэби-бума времен Никиты Хрущева. И, строго говоря, только о хрущевском времени можно говорить как о времени роста рождаемости в стране, когда население увеличивалось за счет большего числа детей в семьях, а не за счет возросшегоколичества женщин детородного возраста, как в 80-е и сейчас.
Теперь собственно таблица. Из двух первых ее строк видно, что в 1989 году в СССР было наибольшее за послевоенное время количество детей в возрасте от 0 до 4 лет – 26643000 человек, а в 1990-м – в возрасте от 5 до 9 лет – 24918000. В целом в конце 80-х детворы от 0 до 9 лет, то есть родившихся в 1980-1990 годах, было около 51 млн. Такая мощная прибавка населения стала возможной потому, что много родилось в 1955-1959 (в 1989-м в СССР их жило 23483000 человек и было им 30-34 года) и в 1960-1964 (их в 1989-м было 24356000 человек в возрасте 25-29 лет). Поколение 1955-1964 и дало бэби-бум 80-х годов. Детям 80-х сейчас 25-34 года, и это они сегодня становятся отцами и матерями, улучшая демографическую ситуацию в стране.
Их много. Население России составляет около половины от того, что жило в СССР. Из союзных республик РСФСР была не самая первая по рождаемости, и не все из 80-х дожили до нынешнего дня, но, думаю, что миллионов 20 – это те, кому сейчас как раз 25-34 года. Даже если бы половина из них дала обет безбрачия, другая половина все равно бы рожала детей и давала бы прирост населения. Природа бы заставила – невзирая на то, что в целом государство не отличается по отношению к ним и их детям дружелюбностью. Ни в опросах соцобеспечения, ни в вопросах жилья, ни в вопросах коммунальных услуг и ни в каких-либо вообще. Пиар власти на них – это другое дело, и на всю катушку. Через несколько лет поколение 80-х выйдет, однако, из детородного возраста и демографическая проблема встанет во весь рост. Пиаракциями ее не решишь – нужен системный, заинтересованный и профессиональный подход, но ни системности, ни заинтересованности, ни профессионализма у нынешней власти нет. К искреннему сожалению, ведь речь-то – о будущем России.
Юрий Кашинский