В правительстве активно обсуждается система работы с кадрами – говорят и об их переподготовке, и о молодых резервах. Увы, пока и там, и там дела обстоят не лучшим образом – система переподготовки не устраивает руководство области, а с молодежью работу еще только начинают выстраивать.
Наставники, стажеры и практиканты
Вопросы кадров затрагивают уже на нескольких заседаниях правительства подряд. Видимо, руководство области тоже сильно обеспокоено тем, что руководители структур ходят из одной отрасли в другую, а новых лиц практически нет. Так, вернулась на место министра культуры Татьяна Ившина, а ушедшая оттуда Татьяна Мурдасова обрела себя на должности директора департамента по демографии, хотя всю жизнь проработала в культуре.

Теперь решено создать стандарт работы с молодыми специалистами, который сначала внедрят в правительство и администрации муниципальных образований, а потом перенесут и на остальные отрасли – ЖКХ, школы, медицину и так далее.

Зампред правительства Светлана Опенышева рассказала, что комплексная программа по работе с молодыми специалистами уже есть, сейчас стандарт разрабатывают на 2014-2016 годы. Направлений работы, согласно программе, несколько. Так, собираются обратить более пристальное внимание на практикантов – студенты пока просто перекладывают бумажки из одного места в другое и отвечают на звонки, а могут выполнять реальную работу – в том числе аналитическую.

Далее начинается так называемый институт стажерства при правительстве – старшекурсники приходят на работу по конкурсу и остаются работать на небольших должностях. У таких ребят появится наставник, который будет помогать и следить за работой новоприбывшего гражданского служащего.

– Он должен быть у каждого нового специалиста, – говорит Светлана Опенышева. – И не на бумаге должно быть наставничество. Спрашиваю у людей в органах власти: как у вас работа идет в этом направлении? И кто-то реально рассказывает, а у кого-то все на бумаге только.

Чиновники признаются: госслужба сейчас не очень престижна, тем более что часто приходится слышать о том, как кого-то на работу туда взяли только за родственные связи. От этого, говорят, собираются избавляться.

– Сейчас по знакомству очень сложно устроиться, – заверяет Опенышева. – Мы создаем систему оценки госслужащих, а зарплата у них будет формироваться из оклада и стимулирующей части, поэтому просто посидеть и получить хорошие деньги не получится.

Табель о рангах

Еще одна проблема кадрового состава правительства – его возраст. Омолаживать органы власти просто необходимо, потому что средний возраст работников приближается к пенсионному. В регионе решили создать нечто вроде табели о рангах Петра I, по которой молодые сотрудники могут быть уверены, чтоне просидят всю жизнь на низшей должности.

Повышение будет происходить отныне за выслугу лет – молодой специалист сможет получить должность повыше (и зарплату, соответственно) примерно спустя два года после начала работы. Впрочем, в какой-то момент рост остановится – не могут же все сразу стать губернаторами. Такая табель о рангах предполагает и обратную зависимость: чтобы, например, стать директором департамента, нужно иметь опыт работы в госслужбе около шести лет. А прежде чем стать начальником отдела, молодому специалисту предстоит пережить пять повышений.

Большие надежды в работе с молодыми кадрами возлагают на вузы, откуда в конечном итоге приходят в правительство новые люди. Однако базового образования, считают, недостаточно – в правительстве собираются проводить обучение по типу бизнес-тренингов.

Интересно, что в пример была поставлена работа с молодыми специалистами министерства образования. Однако не секрет, что как раз педагогами выпускники УлГПУ становятся все неохотнее.

– Непонятно, зачем тогда вообще люди идут в университет, – говорит по этому поводу Опенышева. – Ведь надо просчитывать, кем ты хочешь стать, куда надо пойти учиться для достижения цели. У молодежи должно быть желание, если его нет – ничего не сделаешь.

– То есть проблема в самой молодежи? спрашиваю у зампреда.

– Это проблема всей нашей системы. Люди должны понять, что человек труда – это почетно. Нельзя устраивать кого-то по знакомству.

Надо, чтобы молодые люди сами пробивались, не были иждивенцами.

Выбрать верный ответ

«Проблема во всей системе» – это и про работу с кадрами в тех же властных структурах. Так, с третьей важной кадровой проблемой правительство пока не очень-то справляется. Речь идет о переподготовке уже работающих специалистов.

Претензий к гражданским и муниципальным служащим очень много. В частности, губернатор часто критикует своих подчиненных за то, что они слишком редко смотрят на чужой опыт в той или иной сфере, не расширяют своего кругозора, не читают книг по управлению. Нет понимания и системности работы.

Сейчас большие планы связаны с переподготовкой гражданских и муниципальных служащих.

Создают специальную программу, однако пока сделано недостаточно. Так, на заседании правительства состоялся один примечательный диалог.

– Как вы планируете повысить квалификацию гражданских и муниципальных служащих? – задал вопрос губернатор Светлане Опенышевой.

– У нас есть программа повышения квалификации, – ответила та.

– Она либо не работает, либо работает вхолостую.

Зампред помолчала и выбрала верный ответ: – Она работает вхолостую!

Решено было уже со следующего года развернуть работу по совершенствованию кадров. Ее общий вид очень размыт, но многое будет завязано на рейтингах, оценках и прочих статистических показателях – сейчас именно цифры правят балом.

Кроме того, собираются улучшить работу по антикоррупционному законодательству.

Чтобы избежать привлечения на работу недобросовестных людей, с 2013 года начнут тестирование с индивидуальным собеседованием всех сотрудников. А всех принимаемых на работу в правительство официально обяжут проходить проверку на детекторе лжи. Причем на полиграф придется раскошелиться и каждому муниципалитету. Интересно, что в интернете различные фирмы уже активно предлагают купить детекторы лжи, чтобы «узнать всю правду о своих сотрудниках». Стоимость – от 100 тысяч и больше. Учитывая, что муниципалитетов у нас более 20, то и сумма будет соответствующая – два-три миллиона рублей.
Сергей Гурьянов