26 августа состоялось областное совещание по обсуждению плана действий, связанных с возвращением государства в систему жилищно-коммунального хозяйства и стратегии развития ОГКП «Облкомхоз». Об итогах форума наш корреспондент побеседовал с исполняющим обязанности министра энергетики и ЖКК Ульяновской области Сергеем Шепелевым.

– Сергей Валерьевич, ваш доклад на совещании о создании государственных управляющих организаций вызвал большой интерес, прежде всего, потому, что содержит в себе много новых предложений о путях решения наиважнейшей для населения региона проблемы. Но прежде чем мы перейдём к детальному обсуждению отдельных его положений, попрошу вас дать общую оценку ситуации.
– В настоящее время на территории Ульяновской области осуществляют свою деятельность 470 управляющих организаций, товариществ собственников жилья и жилищно-строительных кооперативов. Шесть из них являются муниципальными: две в Вешкаймском районе, по одной в Ульяновске, Инзенском, Радищевском и Чердаклинском районах. Из общего количества частных управляющих организаций – 103, ТСЖ и ЖСК – 361, многоквартирных домов в непосредственном управлении – 350.
Ситуация сложная. У частных УК находится в управлении наиболее рентабельный жилой фонд, требующий меньших затрат на содержание и ремонт. Принимая во внимание большое количество частных организаций, осуществление качественного контроля над их деятельностью не предоставляется возможным. Кроме того, если подсчитать сумму средств, ежемесячно направляемых на зарплату и содержание управленческого аппарата всех частных организаций, то получается, что львиная доля собираемых с населения средств расходуется нерационально.
Нельзя не отметить и тот факт, что управляющие организации продолжают практику перевода нерентабельных МКД на непосредственную форму управления. Это приводит к увеличению износа общего имущества таких домов в связи с тем, что собственники перестают участвовать в содержании домов и благоустройстве придомовых территорий. Проведённый нами анализ показал, что управляющая организация может быть рентабельной только в том случае, если в её управлении имеется не менее 500 тысяч квадратных метров жилья.

– В чём же тогда, по-вашему, видится выход?
– Мы считаем целесообразным определить организационно-правовую форму создаваемых предприятий в виде муниципальных бюджетных учреждений. В этом случае на содержание и обслуживание объектов общегородского и общепоселкового значения могут направляться средства из бюджетов различного уровня. Ещё один плюс – так как бюджетной организации не нужно платить НДС на зарплату, она может за счёт экономии снизить цену для населения на содержание жилого помещения. МБУ. И, что очень важно, вправе осуществлять приносящую доход деятельность, если она направлена на выполнение стоящих перед ним задач. Доход, полученный от такой деятельности, поступает, соответственно, в полное распоряжение учреждения.

– Иначе говоря, речь идёт о платных услугах. Их перечень, полагаю, в вашем распоряжении уже имеется.
– Он пока носит примерный характер. Это составление сметной документации на ремонтные и земляные работы, отделка конструкций и оборудования, организация сбора и вывоза твёрдых бытовых отходов. Сюда же включаются планировка отдельных помещений и квартир по утверждённому тарифу, оказание складских, транспортных, бытовых и прочих услуг населению. Перечень может меняться в зависимости от специфических условий и возможностей каждого муниципального образования. Реализация перечисленных в нём услуг позволит в дальнейшем сократить расходы областного и муниципальных бюджетов, а для муниципалитетов с большой площадью жилого фонда их вовсе исключить.
Не останется в стороне и население. Действующее законодательство предписывает возложение контроля над качеством и объёмом выполняемых работ, в том числе, и на собственников жилья.
Ещё одним преимуществом создания государственных (муниципальных) управляющих организаций является оптимизация затрат за счёт сокращения расходов на управленческие нужды.
Всё сказанное ещё раз подтверждает вывод о необходимости возвращения к формам управления, содержания, обслуживания, ремонта в лице одной организации. Исключение составляют работы, требующие их выполнения специализированными предприятиями. К ним относятся, например, обслуживание внутридомового газового оборудования, дымовентиляционных каналов, лифтов и некоторые другие.

– Какими видятся формы создания государственных (муниципальных) управляющих организаций на территории нашего региона?
– Министерством энергетики и ЖКК Ульяновской области для муниципальных образований разработаны три схемы создания таких организаций. Первая предназначена для муниципальных образований с площадью жилого фонда от 30 до 80 тысяч квадратных метров, вторая – от 80 до 160, третья – от 160 до 300 тысяч квадратных метров.
В первую схему укладываются 11 муниципальных образований. Во вторую – Вешкаймский, Карсунский, Новоспасский, Цильнинский, Сенгилеевский районы. К третьей схеме отнесены Новоульяновск, Барышский, Инзенский, Мелекесский, Ульяновский, Чердаклинский районы. Отмечу сразу же, что с увеличением площади жилого фонда снижается стоимость содержания управляющих организаций из расчёта на квадратный метр жилья.

– Согласитесь, однако, что уже в самом начале потребуются единовременные и довольно значительные вложения на приобретение автотехники.
– Это так. Каждой управляющей организации на первоначальном этапе необходимы два трактора-снегоуборщика с навесным оборудованием, которые в летнее время могут использоваться для сбора и вывоза мусора. По одной единице потребуются экскаватор, автомобиль для сбора и вывоза ТБО, автовышка, грузовик. Нужны будут также два легковых автомобиля: для работы управления и аварийно-диспетчерской службы.
Теперь что касается расходов на приобретение техники. Их предлагается сократить посредством передачи части полученной муниципальными образованиями техники в рамках субсидий дорожно-строительным организациям и МБУ.
В свою очередь, аварийно-диспетчерские службы создаются на базе существующих в муниципальных образованиях оперативно-диспетчерских служб, с добавлением круглосуточного дежурства одного слесаря и одного водителя из числа работников вновь создаваемых управляющих организаций.
Обеспечение базами создаваемых МБУ предполагается поручить муниципальным образованиям, что не потребует больших затрат. Уточню сразу же, что размещение баз рекомендуется нами в районных центрах, а в Мелекесском районе – в рабочем посёлке Мулловка.
Закупка материалов для обеспечения деятельности по ремонту и содержанию жилищного фонда будет производиться из средств, собираемых с населения по статье содержания и ремонта в рамках существующей платы.

– Каким должен быть следующий шаг после принятия решения о создании МБУ? Говорю, в-первую очередь, об Ульяновске и Димитровграде.
– После принятия решения о создании МБУ необходимо, на мой взгляд, незамедлительно организовать работу по агитации граждан, проживающих в домах, находящихся в непосредственном управлении собственников помещений для избрания руководителей вновь создаваемых управляющих организаций. В положительном результате по агитации должны быть заинтересованы администрации муниципальных образований. Причина лежит на поверхности: как уже сказано, при создании и деятельности МБУ появляется возможность получения субсидий из областного бюджета на содержание общегородских и общепоселковых территорий.
В последующем в самых крупных населённых пунктах, прежде всего, в Ульяновске и Димитровграде на базе управляющих организаций возможно создание филиалов, основным предназначением которых будет являться выполнение специализированных работ, благоустройство, текущий и капитальный ремонт.

– Сразу вспоминается опыт города Ульяновска 80-х годов …
– Совершенно верно. В тот период, как известно, кроме домоуправлений, имевших свой штат обслуживающего персонала, в каждом районе областного центра были созданы ремонтно-эксплуатационные участки (РЭУ). Они занимались текущим ремонтом жилого фонда и благоустройством территорий общегородского значения. Ремонтно-строительные управления (РСУ), в свою очередь, проводили специализированные работы: замеры сопротивления изоляции с выдачей заключений, обслуживание ДВК, капитальный ремонт жилого фонда. Была в наличии и аварийно-диспетчерская служба.
Сегодня считается целесообразным поручить администрациям Ульяновска и Димитровграда разработку схем организации МБУ, причём, в Ульяновске как в правобережье, так и в левобережье, а также РЭУ и РСУ с расчётом финансово-экономической модели.
Хочу отметить, что создаваемые в Ульяновске и Димитровграде МБУ потребуют значительных бюджетных затрат лишь в начале своей деятельности. Впоследствии, в связи со значительностью площади жилого фонда, они могут и должны стать прибыльными.

– Сергей Валерьевич, каким видится будущее предлагаемой вами системы управления, обслуживания и ремонта жилого фонда региона?
– Она, несомненно, найдёт широкую поддержку и доверие населения. Тем более что речь идёт о контроле над её деятельностью не только со стороны муниципалитетов, но теперь и собственников МКД.
Ещё раз напомню, что такая система будет иметь больше шансов на участие в областных и муниципальных программах по ремонту домов и благоустройству территорий. Это, в конечном итоге, позволит повысить уровень комфортности жизни населения Ульяновской области до желаемого уровня.

Виктор Никитин