В это воскресенье 76 первоклашек лицея №11 впервые вошли в свою школу. Пасмурная погода и прогнозы синоптиков не помешали ребятам и их родителям собраться перед школой на первую линейку. Для учителей 1 сентября 2013 года тоже знаковый день – начало первого учебного года с новым законом об образовании.
11-й лицей носит имя Владимира Григорьевича Мендельсона – заслуженного учителя физкультуры, стоявшего у истоков спортивных побед школы, вырастившего не одно поколение будущих спортсменов. Первоклассники не знали, кто такой Владимир Мендельсон, но всё равно хлопали, когда ведущие линейки упомянули в торжественной речи человека, отдавшего школе без преувеличения всю свою жизнь.
Весёлые песни спеты, шары отпущены в небо, первый звонок прозвучал, и малыши отправились на свой первый урок. «Сейчас у ребят пройдёт «Урок мира», – рассказывает директор многопрофильного лицея №11 Владимир Обласов. – На нём они познакомятся с классом и учителями. Большинство из них посещало дошкольные занятия и уже кое-что знают об образовательном процессе».
Возможно, первоклассникам в плане освоения будет даже легче – они начинают с нуля. Учителям, проработавшим в школе уже много лет, придётся осваиваться в новых условиях. О том, что действительно изменится с новым законом, мы спросили директора лицея. «Нельзя сказать, что все участники образовательного процесса почувствуют резкие перемены. Новый закон просто подводит единую черту под всеми законодательными актами за последние 20 лет», – объясняет Владимир Обласов.
Главный вопрос, волнующий родителей – станет ли образование платным. В условиях политической конкуренции родилось огромное количество слухов о том, кто и сколько должен заплатить для того, чтобы ребёнок мог получить образование если не лучшее, то хотя бы такое же, как 10 лет назад. Специально для обеспокоенных родителей Владимир Обласов подчеркнул, что все платные услуги будут предоставляться исключительно на добровольной основе и уж точно не в ущерб государственному стандарту: «В каждом классе есть определённое количество учебных часов. Например, в 11 классе их 37. Они однозначно бесплатные. Новый закон лишь закрепляет законодательно возможность получения дополнительных платных услуг». Получается, что если родители захотят, чтобы их ребёнок «подтянул» свои знания по тому или иному предмету, или просто уделить больше внимания конкретной теме перед поступлением в вуз, закон даст им право получить платные занятия во внеурочное время. Детей будут собирать в небольшие группы до 10 человек и заниматься с ними отдельно.
Кроме того, школы постепенно переходят на ФГОСы – федеральные государственные стандарты, предполагающие так называемую «внеурочку» – внеклассные часы дополнительного образования, секции рисования, музыки, проектные и исследовательские кружки.
Ученики лицея №11 уже давно ходят в форме, не было только единого образца костюмов. Теперь он появился, обязательный цвет школьной формы – серый. 2013 год по обоюдному решению администрации школы и родителей стал переходным. Это возможность для детей, надевших 1 сентября синий или чёрный костюм, носить его на протяжении учебного года, после чего всё равно придётся сменить его на серый.
Никто не расскажет о тяготах учебных будней лучше ученика. Разве что его учитель. В кабинете преподавателя обществознания, экономики и права Надежды Кондратьевой было пусто – линейка для старших классов ещё не началась. Если попросить выпускников лицея разных годов назвать один предмет, к которому приходилось готовиться всегда, он с большой долей вероятности назовёт обществознание, улизнуть от зачётов по этому предмету не удавалось никому. Именно Надежду Кондратьеву мы спросили о том, что сулит новый закон. «Я думаю, принципиально ничего не изменится. Школа – очень консервативное учреждение, и сиюминутные изменения будут долго рассматриваться и приживаться. Кардинально поменяется только отчётность. Её станет несравненно больше», – пояснила Надежда Кондратьева. На образовательном Мегафоруме многие отмечали, что новый закон разработан для снижения административного давления на учителя. У Надежды Кондратьевой другое мнение: «Чтобы снизить административное давление, нужно сократить количество чиновников».
Лицей №11 изменился, заменены двери и окна, выкрашены стены и потолки – всё не так, как пять лет назад. Стали другими и отношения между людьми. «Школа стала другой. Уходит человеческое тепло, остаётся техническая, рыночная, заказная информативность. И между детьми отношения поменялись. Когда не было технических средств для развлечения, человек должен был сам себя развлекать, а делать это интереснее в коллективе, – рассказывает Надежда Кондратьева. – Именно такой коллектив собирался в школе. Теперь ребёнок может развлечь себя сам, ему не нужны ни учителя, ни другие дети».
Преподаватели и родители единогласно поддержали введение формы. Что касается детей, то им не придётся привыкать ни к чему новому – в лицее уже давно ходят в форме. «Моя дочь в своё время после введения свободной формы сказала: «Зачем отменили форму? Раньше я просыпалась, одевалась и шла учиться. Теперь мне нужно затмить своих подружек, я об этом с утра думаю». Вышли из школы – затмевайте сколько угодно, а в школу ходят учиться», – считает Надежда Кондратьева.
Екатерина Катаева первый раз отвела своего сына в школу. На линейке маленькому Андрею не понравилось – скучно было. Маленького ребёнка трудно удивить официальными поздравлениями и четырёхсложными стишками. «Андрей даже ничего не понял, зачем девочка с колокольчиком по кругу ходила. А того, что ученики младших классов будут читать рэп я, если честно, не ожидала, – делится впечатлениями Екатерина Катаева. – Настоящий праздник начался только в парке Победы. Туда приехали родители с детьми со всего города. Моему понравилось».
Чтобы собрать сына в школу, Екатерине Катаевой понадобилось около 25 тысяч рублей: «Обещали, что учебники на днях дадут. На ремонт сдавали по 7 тысяч, а наш кабинет вообще не готов, даже парт нет. Дети в чужом будут заниматься. Форма нам обошлась в 2800 рублей, и это без рубашки».
Школа меняется, и, как сказала Надежда Кондратьева, нельзя сравнивать то, что было раньше и то, что есть сейчас – всё просто стало по-другому. Может быть, когда маленький Андрей станет 11-классником, всё будет по-другому, и вступит в силу уже третий закон об образовании, но если школьные сборы обходятся в 25 тысяч рублей, третьеклассники читают рэп на линейке, а учителя тонут в бумажной работе, изменения необходимы.

Алексей Хорошилов