В рамках проекта ульяновских архитекторов «Симбирск. Храмы. Преображениe» мы продолжаем публиковать фотографии утраченных храмов Симбирска и предлагать читателям определить, что это за храм, как он называется и где он располагался. Первый, кто напишет верный ответ в комментариях, получит приз — иллюстрированный календарь «Симбирск. Храмы. Преображение» от «Симбирскпроекта». Петропавловская церковь первоначально была построена в 1690-х гг. Каменная церковь во имя св. Петра и Павла в Подгорье (на спуске к р. Волге) возводилась в период с 1722 г. по 1729 г. В 1854 г. был выстроен новый тёплый придел во имя Успения Божией Матери, церковь становится двухпрестольной. В 1859 г. возведена новая двухъярусная колокольня. В результате частых оползней храм неоднократно ремонтировался, к 1915 г. здание церкви было признано аварийным, восстановительные работы больше не проводились. В 1930 г. церковь закрыли, к началу 1932 г. – разобрали. Материалы комментируем в нашем телеграм-канале
|
|
|
Дина
А вы не ошиблись? По-моему эта церковь уже была в викторине, Смоленская.
Виталий Ахмеров
Все ошибаются. Но в данном случае ошибаетесь Вы. Вот ссылка на материал о Смоленской церкви. Приглядитесь еще раз.
пессимист
Название этого цикла немного не соответствует дейсвтиетельности, ведь в будущем у Ульяновска вряд ли мы увидим эти церкви.
ульяновец
Где-то за речпортом
оптимист
Ну вообще-то ценность данной викторины лежит не в практической сфере, а в познавательной. Меня, например, очень радует большое количество людей которые настолько знают историю города и смогли ответить на вопросы предыдущих этапов. Лично я вот эту церковь не узнаю, хотя и интересуюсь старинными зданиями у нас в городе. Жду когда придут настоящие знатоки.
Царева Юлия
я думаю это Смоленская церковь. На спуске к Волге от улицы Рылеева (быв. Смоленский спуск)
Аноним
петропавловская.спуск Разина.
Виталий Ахмеров
Вы первым правильно ответили на вопрос, то есть победили в викторине. Но мы не знаем, кому отдавать приз, поскольку Вы не подписались. Напишите пожалуйста свои имя и фамилию.
Аноним
геннадий евграфов
Виталий Ахмеров
Готовы отдать Вам подарок. Приходите в редакцию в любое время. Мы располагаемся в гостинице “Венец”. О визите просим предупредить хотя бы за полчаса по телефону 89278281701
Jewels
Похоже на церковь Петра Великого, семнадцатого века постройки, в память о спасении царя Петра Великого, когда он тонул в Волге. А вот место точное мне сложно сказать
ульяновец
Блин, точно, спуск Разина, которая сейчас “восьмерка”! Есть старинная открытка, где эту церковь хорошо видно.
Юлия
Петропавловская церковь. На спуске Степана Разина (быв. Петропавловский спуск)
историк
Очень интересна история этого храма! Есть версии, связывающие Симбирск и Петра 1!
отсюда http://simbir-ul.narod.ru/Html/4_15.htm
Петропавловская церковь размещалась на одноименном спуске к Волге, ныне называемом спуском Степана Разина. Более точно на расстоянии в 430 метров от современной гостиницы «Октябрьская», около которой ранее стояла церковь Тихвинской Божией Матери. О времени возникновения этой церкви, как и о ее названии, существует несколько мнений.
Капитон Иванович Невоструев в книге «Историческое обозрение Симбирска от первых времен его до возведения на степень губернского города», ссылаясь на отказную книгу 1692 года, где упомянута новопостроенная церковь Петра и Павла, считает датой построения церкви «около 1692г.» Конкретное местонахождение этой церкви можно установить с помощью археологических раскопок.
Почти полвека спустя, в 1754 году, как отмечает К.И. Невоструев, московским купцом Афанасием Ларионовым, проживавшим в Симбирске, возводится каменная Петропавловская церковь. Более поздние авторы связывают возникновение каменной церкви с посещением императором Петром I подгорья во время бури на Волге. А. Яхонтов писал в 1898 году: «По отмеченному преданию, Петропавловская церковь служит памятником избавления Государя Петра Великого от потопления на реке Волге во время пути его в Астрахань. Говорят, когда Император плыл по Волге к Симбирску, поднялась сильная буря, от которой нужно было высадиться на берег; Император остановился в Симбирске. Неизвестно, был ли Государь на горе. Но предание свидетельствует, что он был в подгорье. Здесь, по свидетельству предания, была раскинута для Императора палатка. На месте этой палатки в скором времени была выстроена церковь во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла, в память избавления царского судна от потопления и в ознаменование посещения города Императором. Подтверждают также, что и ель, которая теперь растет подле церкви с ее северной стороны, была посажена самим Императором.»
А. Яхонтов считает сооружение церкви в память о Петре I достоверным фактом ввиду того, что в непосредственной близости от нее, в 150 саженях уже существовали по одну и другую стороны две церкви: Успенская и Введенская.
В 1714—1735 годах в приходе этой церкви был тутовый сад и значился тутовый взвоз, на плане Симбирска начала 1800-х годов тутовый взвоз показан от угла площади, где ныне стоит здание Филармонии, и по косогору вниз до последнего поворота спуска к Волге. Более подробно все данные о Петропавловской церкви, включая позднейшие дополнения и перестройки, изложены в выше упомянутой книге А. Яхонтова.
Нас интересует, прежде всего, упоминание в связи с этой церковью имени Петра I. Так К.И. Невоструев пишет: «Петр Великий, совершая путешествие по Волге в 1685 году в Азов и в 1722 году в Персию, оба раза миновал Симбирск, в первый — мая 26 (Северная Пчела 1847 г. № 135); во второй, …По преданию, Император проплыл мимо города утром часа в три. Симбирские жители ждали его на берегу около недели, но во время проезда случайно заснули, и только один из них, гостиной сотни Василий Афанасьев, по прозванию Сухая Конина, темный богач, завидя государеву шлюпку, поспешно приплыл к нему и получил от него серебряный кубок…»
Н.И. Костомаров в книге «Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей» (Выпуски 6 и 7. — С.-Петербург, 1876 г. Репринтное воспроизведение —М. 1992 г. с. 547 и 769) пишет: «В начале 1695 г. он (Петр I — А.Б.В.) приказал объявить поход на Крым … для взятия Азова, ближайшего приморского города. Половина этого войска была отправлена под начальством Головина и Лефорта водою (из Москвы 30 апреля) по Москва-реке, Оке и Волге до Царицына… С этим войском шел сам государь в звании бомбардира… сам заряжал пушки и стрелял из них бомбами (по крепости Азов — А.Б.В.)».
Возможно, в 1695 году, во время похода для взятия Азова, Петр I мог видеть Симбирск и его крепость, которая не только была построена по повелению его отца — Алексея Михайловича Романова, но единственная осталась неприступной при штурме войсками Степана Разина.
Мы вправе предположить, что Симбирская крепость наряду с немногими другими фортификационными сооружениями страны могла повлиять на решение Петром I воздвигнуть крепость на Неве вместе с северной столицей России в надежде, что она тоже окажется неприступной.
Костомаров Н.И., как и К.И. Невоструев, а затем Н.Л. Мартынов, следующей датой возможного посещения Симбирска называют тоже 1722 год: «В начале 1722 года Петр прибыл в Москву и оттуда приказал снаряжать на Волге суда, для перевозки войск к Каспийскому морю. В мае государь, вместе с Екатериною, отправился в путь водою по Москве-реке и Оке. В Нижнем праздновал он день своего рождения (30 мая), был великолепно угощаем богатейшим из русских промышленников Строгановым, а потом из Нижнего отправился вплоть до Астрахани, останавливаясь на короткое время в поволжских городках для их осмотра.»
Таким образом, первый раз Петр I проплыл Симбирск не в 1685 году, как написано у К.И. Невоструева, при следовании в Азов, а в 1695 году как отмечает Н.И. Костомаров. Однако церковь Петра и Павла в Симбирске появилась все равно на три года раньше — в 1692 году.
Настойчиво проводимая связь названия этой церкви с именем Петра I (как А. Яхонтовым, так и П.Л. Мартыновым) может быть объяснена совпадением именования старой церкви и новой каменной, возведенной в 1754 году в честь действительного пребывания Петра во время бури на Волге в подгорной части Симбирска. Тем более, что самым приемлемым видом памятника в прежние времена считалось сооружение выдающегося Храма, как, например, сооружение в Москве Покровского собора (Василия Блаженного), а затем там же — Храма Христа Спасителя, в Петербурге — Исаакиевского, а в Симбирске — Троицкого.
Вотъ!
Это надо передать Морозову и Тарасовой: “самым приемлемым видом памятника в прежние времена считалось сооружение выдающегося Храма, как, например, сооружение в Москве Покровского собора (Василия Блаженного), а затем там же — Храма Христа Спасителя, в Петербурге — Исаакиевского, а в Симбирске — Троицкого.” А то свои говнопамятники понатыкали везде!
Да-да
И вместо современного образования пусть вернет ЦПШ! А то хорошее светское образование плодит атеистов и агностиков. А то и толстовцев!
ВотЪ!
Любую идею можно извратить или довести до абсурда. Очень странно видеть посты подобные этому в ветке по поводу краеведческой викторины. Уверен, что эта малообразованная парочка (Морозов и Тарасова) вообще не в курсе, что была в России такая традиция, ставить не “ветрогон”, а здание-памятник. Им было бы полезно прочитать эту ветку, и это конкретное упоминание.
Кстати, Вам так нравится современное образование, что оно сподвигло Вас поёрничать?
Да-да
Идите, дорогой краевед, в баню в Барыше – ее как раз топят местным клубом, скоро начнут топить библиотекой и школой. Это к вопросу о современных образовании и культуре в Ульяновской области.
Ъ!
Да, это ужас. Да, это реалии. Да, это результат действий этой власти. Как это связано с темой топика? Как это связано с моим, озвученным выше, пожеланием, чтобы власть не расставляла по улицам и паркам новых чугунных монстров, а присмотрелась к русской традиции строить здания-памятники? Впечатление, что Вас просто что-то раздражает в данный момент.
“Ты пишешь мне, что все темно и плохо,
Все жалким стало, вянущим и слабым;
но, друг мой, не в ответе же эпоха
за то, что ты устал ходить по бабам.”
Да-да
А я, например, не вижу смысла в массовом строительстве культовых сооружений, к которому Вы призываете Морозова и Тарасову, в то время, как ударными темпами деградируют системы образования и культуры. Я нахожу отвратительным и строительство, как Вы выразились, говнопамятников в ущерб учреждениям образования и культуры. Это – дурные реалии. Без образования страна не имеет перспектив, без культовых сооружений может обойтись. Не имею права на такое мнение?
Ъ!
Любой человек имеет право на любое мнение. После того как Вы его высказали полно, стала понятно, где началось недопонимание. Ни авторы картинки из начала ветки, ни улпресса, ни я не призывали к массовому строительству культовых сооружений. Храмы в память победы 1812 года приведены как один из примеров памятника-здания. В Симбирске, например, то здание, где расположен художественный и краеведческий музей, было построено именно как дом-памятник И. Гончарову. Кстати, деньги на него собраны по всероссийской подписке, не откушены из бюджета. Вот это все вместе – тоже культура, за сохранение которой Вы ратуете.
Да-да
Действительно, возникло недопонимание, сейчас я это вижу. Конечно, и храмы были красивы, и строились они в том числе по подписке, но в те времена, когда все это строилось, православие было государственной религией и церковь не была отделена от государства. Отделение произошло почти 100 лет назад, нынешнее государство по действующей Конституции также считается светским, не хотелось бы, чтобы снова усиленно насаждалась какая-то религия. А такая тенденция сегодня есть. Поэтому такая несколько обостренная реакция даже на краеведческую викторину. К самой викторине, естественно, нет претензий – кому-то больше нравятся храмы, кому-то – мечети и синагоги, кому-то – университеты и ДК.
Завклуб
В Силикатном. Теперь это уже исторический факт вошедший в краеведение. И будет изучаться в школах на факультативах.
Завклуб
Баню топили клубом в Силикатном. Готовим памятную табличку.
Да-да
Да, точно, в Силикатном. В Барыше была какая-то другая история из этой серии. Да примеров разных по области найдется, просто ужас какой-то!
Из той же серии
ДК имени 1 Мая заложили ради ипотеки для свиней
Принадлежащее Центру народной культуры Ульяновской области новое здание ДК имени 1 Мая местные чиновники незаконно внесли в качестве залога для обеспечения кредита «Мелекесского свиноводческого комплекса» по ипотечному договору с московским банком. По-видимому, чиновники посчитали, что разведение свиней важнее для региона, чем поддержка культуры. http://ulgrad.ru/?p=95024
Март
Про то, что Петр I был в Симбирске это, конечно, версии, и они могут быть разработаны дальше, простор нашему НИИ краеведения!
Александр
Это не где восьмерка а территориально получается на спуске на против 36 дома по ул.Кирова (1000 мелочей магазин). Как спускаться к Волге сразу за ж/д линией стоит частный дом, а вот остатки церкви как раз за ним. Ну по крайней мере года три назад остатки там были небольшие, разбирали ее на кирпичи.