2013 год доставил аграриям региона много хлопот. Иссушающая жара сменилась затяжными проливными дождями. Судьба большого урожая оказалась под угрозой. Но потом природа смилостивилась и наступили ясные тёплые дни. Уборочная страда и подошедшие вслед за ней осенне-полевые работы быстро набрали силу. Какая сегодня ситуация на полях области? На этот и многие другие вопросы отвечает заместитель председателя правительства – министр сельского хозяйства Ульяновской области Александр Чепухин.

– Александр Викторович, начнём нашу встречу с главного сегодня для аграриев региона вопроса – уборки урожая. Как она проходит и имеет ли отличительные особенности от уборочной кампании прошлых лет?
– Ульяновская область практически с начала уборочной страды находится на втором месте в Поволжском регионе по урожайности зерновых и на восьмой позиции по темпам уборки.
Вначале был период, когда с учётом гибели яровых культур из-за засухи, мы прогнозировали снижение валового сбора зерновых до 850 тысяч тонн. Но с учётом того, что озимые зерновые и зернобобовые выдержали неблагоприятные погодные условия и показали хорошую урожайность, мы скорректировали наши прогнозы. Тем более что сегодня подошли к рубежу более 92 процентов, то есть окончанию уборки ранних зерновых культур и выходим к отметке в один миллион тонн зерна. Думаю, что с учётом кукурузы, которую по срокам начинают убирать с середины сентября, мы достигнем этого показателя.
Но даже собранного урожая вполне достаточно, чтобы обеспечить и собственную потребность и реализовать зерно в соседние регионы.

– И даже дальше, например, в Иран …
– Совершенно верно. Зерно в эту страну Ульяновская область экспортирует на протяжении вот уже четырёх лет. Нынешний год исключением не стал. Планируем отгрузить 20-25 тысяч тонн ячменя. Ульяновский речной порт и компания «СПБ», имеющая с Ираном долгосрочные соглашения, работают превосходно. Идёт замечательный обмен. Мы вывозим свои излишки в обмен на сельхозпродукцию, которой нам не хватает.
Речной порт работает так, как он и должен работать. Думаю, что оборот зерна между нами продлится до конца навигации. Всё заранее просчитано. Отправлять зерно автомобильным транспортом – безумно дорого. На железной дороге тарифы тоже заоблачные, к тому же стоит великого труда «выбивать» вагоны под погрузку. А речной транспорт всегда был самым дешёвым и удобным. Достаточно сказать, что за сутки в речном порту может за сутки разгружаться до двух тысяч тонн зерна.

– В своё время много говорилось о производстве сои в Ульяновской области …
– При иных обстоятельствах тема могла бы стать актуальной. Две трети этой культуры производится на Дальнем Востоке. Он, как известно, в нынешнем году «утонул», в результате цена на сою только за последние две недели выросла в три раза. Казалось бы, нам и карты в руки. Но не всё так просто. Я даже сам, когда работал в сельхозпредприятии, три года занимался этой культурой. Опыт показал, что её производство возможно только на поливных площадях. В противном случае, риски очень велики, как, кстати, и затраты на её возделывание. Риск, в данном случае, не оправдан.
Другое дело, гречиха и рапс. Будучи уже в полусухом состоянии из-за адской жары, они всё-таки выстояли и когда грянули дожди, отцвели второй раз за лето. Это поистине уникальный случай. Выстоял и подсолнечник, дал такие огромные шляпки, что они своей тяжестью гнут стебли к земле.

– Наиважнейшую роль в реализации намеченных планов играет, несомненно, финансовая составляющая. Аграрный сектор экономики Ульяновской области вниманием со стороны правительства региона и федерального центра не обделён. Что можете сказать о ситуации в текущем году?
– По состоянию на первое сентября на развитие сельских территорий региона из федерального бюджета перечислено 759, из областного – 297,5 миллиона рублей. Из них 892,4 миллиона выплачено на поддержку сельскохозяйственного производства и 164,1 миллиона рублей – на реализацию мероприятий в рамках ФЦП «Социальное развитие села».
С учётом изменений в федеральном бюджете и увеличения бюджетного финансирования сельского хозяйства в текущем году, региональному бюджету выделяется дополнительно около 265 миллионов рублей на выплату субсидий по многим направлениям развития АПК области. Первый транш дополнительных финансовых средств из федерального бюджета в сумме 190,2 миллиона рублей поступил в регион 29 августа. Уже на следующий день началось перечисление средств на счета сельхозпроизводителей. Принято решение выплачивать в первую очередь субсидии в размере 123 миллионов рублей на погектарную поддержку. Это позволит обеспечить хозяйства необходимыми материально-техническими ресурсами и провести осенне-полевые работы в оптимальные агротехнические сроки.
На реализацию шести ведомственных целевых программ, разработанных Минсельхозом области и прошедших отбор в федеральном аграрном ведомстве, в региональный бюджет дополнительно поступит около 131 миллиона рублей.
Всего в 2013 году на поддержку сельского хозяйства Ульяновской области из бюджетов всех уровней планируется выплатить один миллиард 853 миллиона рублей.
Не скрою, деньги пришлись как нельзя кстати. Идут осенне-полевые работы, вступаем в массовую уборку подсолнечника, которого у нас в нынешнем году 180 тысяч гектаров. Идёт уборка овощей. Ждут своего часа 13 тысяч гектаров сахарной свёклы и около 20 тысяч гектаров кукурузы.

– Давайте более подробно остановимся ещё на одном из главных вопросов – осенней посевной кампании.
– Наряду с завершением уборки в регионе полным ходом идёт сев озимых культур под урожай будущего года. К нему приступили практически все муниципальные образования области. Помимо наступления оптимальных сроков для сева озимых складываются благоприятные погодные условия для проведения осенних полевых работ. В почве имеется достаточно влаги для прорастания и развития озимых, а умеренная облачность и невысокие дневные температуры не дают иссушить почву. Всё вместе взятое способствует хорошим всходам.
– Каким видится соотношение озимых и яровых культур на 2014 год?
– Хотелось бы, конечно, максимально высевать озимые. В любом случае, это гарантированный хлеб. У яровых рисков в разы больше. Думаю, что к концу сентября всё будет окончательно ясно.
Что касается планов, то они такие: провести сев озимых на 250-260 тысячах гектаров. Но есть цели и желание уйти с озимыми за 300 тысяч гектаров. Возможности для этого есть: с семенами всё в порядке, погода, как уже сказано, располагает, финансовыми ресурсами обеспечены. С нынешними подвижками климата до 25 сентября можно сеять спокойно.

– Не ставится ли вопрос о расширении посевных площадей?
– Свободные земли есть, но нет смысла в расширении: мы работаем на отдачу с гектара. Производство должно быть интенсивным. Возникнет потребность в экстенсивном развитии, мы это сделаем. У нас сегодня один миллион 13 тысяч гектаров земли. Это самая большая площадь в регионе с 2002 года. Считаем такое наличие оптимальным. Есть 200 тысяч гектаров «отдыхающей» неразделанной земли: пусть ждёт, всему своё время. Больше вырастим, значит, больше рухнут цены на зерно: проверено опытом. Перепроизводство хуже дефицита. Дефицит провоцирует цены, а перепроизводство несёт разорение сельхозпредприятиям.
В Советском Союзе было государственное регулирование. А сейчас каждый строит свою экономику и сам отвечает за собственное финансовое состояние.

– Александр Викторович, надо понимать так, что пришло время вводить плановые показатели?
– Они просто необходимы. В Минсельхозе России это тоже понимают всё больше и больше. Третий год на всех уровнях доказываю, что в каждом регионе должны быть индикативные показатели, иначе получим и уже получаем «кривую» экономику. Планирование должно быть обязательно. И не стоит этого бояться. В сельском хозяйстве, как нигде, нужно делать смелые шаги по всем направлениям.

Виктор Никитин