75 лет исполнилось сегодня мостостроителю Владиславу Ивановичу Целищеву. Он руководит ведущей организацией по строительству, ремонту и содержанию мостов в Ульяновской области, одной из самых крупных и эффективных региональных компаний отрасли – открытым акционерным обществом «Ульяновск-Автомост» -со дня его создания, более 43 лет. А свою трудовую деятельность Целищев начал еще до назначения на руководящий пост в Ульяновске – в 1956 году. Но именно в Ульяновске он получил все свои почетные звания и награды: «Заслуженный строитель России», «Почетный дорожник России», кавалер орденов Трудового Красного Знамени и «Знак Почета», награжден медалями «За доблестный труд», «Ветеран труда», вошел в рейтинг «100 выдающихся дорожников России».
Мечтал о небе
Мы встретились с Владиславом Ивановичем накануне его юбилея. Оказывается, в юности он мечтал стать не строителем мостов, а летчиком.
– Отец привез меня в летное училище, и мы отправились на комиссию. К окулисту очередь была большая – и я пошел по остальным специалистам. Всех прошел удачно, а у окулиста выяснилось, что одним глазом я вижу не очень хорошо – так и пришлось с мечтой расстаться. Тогда мама предложила мне стать машинистом: «Будешь, – говорит, – начальником поезда». Я согласился, но снова не прошел комиссию. Вместе решили: буду учиться на строителя. Поступил в Свердловский строительный техникум I Министерства путей сообщения. А когда проучился два года, все три группы строителей пригласили перейти на новый факультет – искусственных сооружений. Мы посидели, послушали – никто не захотел. Собрали нас снова: повесили на доске изображения стоквартирного дома и моста. И тут все захотели строить мосты! Тогда стали отбирать лучших. Я учился хорошо, и меня пригласили, а я сказал, что пойду только вместе с друзьями: было нас пятеро. И нас взяли. Уже после армии я дважды поступал на заочное отделение в институт, даже проучился два года, но у меня уже были работа и семья, учиться было некогда – бросил.
– Владислав Иванович, наверное. Вы не сразу поехали в Ульяновск?
– Нет, конечно. К руководящей должности я шел постепенно. Видимо, в Саратовском мостостроительном управлении я показал себя неплохим прорабом, раз доверили руководство предприятием. В Ульяновске мы сразу заняли это место на улице Хваткова. Организацию создавали на базе Саратовского МСУ № 7 и участка по строительству мостов в Мелекесском районе, и поначалу она называлась Ульяновским мостостроительным управлением № 18. За 40 лет предприятие не раз меняло свое название, но наша миссия оставалась неизменной: строить мосты, соединять берега и человеческие судьбы. А в феврале 1970 года мы сразу же получили серьезное задание: построить мост через реку Сура в Сурском к 100-летию со дня рождения Ленина. Объект мы сдали в срок, и за все годы ни разу не сорвали ни одного задания. Все мосты сдавали вовремя – никакого секрета здесь нет, просто работаем нормально. Сейчас никто в это не поверит, но в 1983 году наше управление сдало 953 погонных метра – почти один километр – мостов! Мы тогда построили 14 мостов в Чувашии, Ульяновске и Мордовии. «Упьяновск-Автомост»: страницы истории
Порядка 80 процентов мостов Ульяновской области построены сотрудниками ОАО «Ульяновск-Автомост». В 1970 году практически все мосты были деревянными: теперь маленькие деревянные мостики остались практически только на территориях хозяйств. А мостостроители не только из года в год заменяли старые переходы на новые, но и следили за нововведениями в отрасли. Все новые материалы и технологии брали на вооружение, а в конце 1970-х – начале 1980-х годов организовали собственное производство бетонных конструкций, таким образом, стоимость работ стала дешевле, а предприятие – не зависимым от поставщиков. У ОАО «Ульяновск-Автомост» есть вся необходимая материально-производственная база. Строительные бригады укомплектованы сварочным оборудованием, электростанциями, ручным инструментом. На полигоне выпускается более 25 наименований бетонных и железобетонных конструкций. Для улучшения качества бетона применяются химические добавки. Свои объекты предприятие полностью обеспечивает железобетонными мостовыми конструкциями собственного изготовления. И в последние годы используются самые современные материалы, а недавно на производстве освоили возведение монолитных арочных мостов. Коллектив, насчитывающий 130 человек, выполняет строительно-монтажные работы на сумму порядка 200 миллионов рублей в год.
«Второе дыхание» у предприятия открылось в 2003 году, когда оно вошло в состав Группы компаний «Гипростроймост». Кстати, в составе «Гипростроймоста» и ближайший сосед ОАО «Ульяновск-Автомост» – ДСУ-1, а его руководитель Павел Ахметшин так же предан делу, как и Целищев: они – партнеры вот уже более 30 лет.
В 2004 году коллектив впервые выполнил капитальный ремонт сталежелезобетонного моста длиной без малого 255 метров через реку Черемшан у Димитровграда. Мост, находившийся в аварийном состоянии, получил новую жизнь.
Владислав Целищев затрудняется назвать свое любимое детище: все они для него значимы в одинаковой степени. Но один «любимец» все же есть – мост через реку Сура в Алатыре Республики Чувашия. Важные объекты – мост через реку Чечера на федеральной трассе, капитальный ремонт моста через Свиягу на подъезде к Ульяновску от трассы М-5 «Урал», реконструкция путепровода через железнодорожные пути около городского речного порта. Из сделанного в последние годы запомнились капитальный ремонт моста через реку Канадейка в Николаевке, реконструкция моста через реку Инза села Оськино Инзенского района, возведение трех пролетов «Президентского» моста и ремонт путепровода на Димитровградском шоссе, строительство монолитной железобетонной трубы сечением 11×7 метров и длиной 62 погонных метра на объездной дороге Самары… В 2007 году по заданию губернатора Ульяновской области специалисты предприятия в рекордные сроки – всего за два месяца – построили новый железобетонный мост через реку Чамбул вместо рухнувшего деревянного. Всего за более чем 40-летнюю историю построено более 30 километров мостов и путепроводов.
«Ульяновск-Автомост» возводил мосты в Чувашии, Татарстане, Мордовии, Самарской, Тюменской, Московской областях, ремонтировал железнодорожный мост в Нижегородской области. Но для организации, в первую очередь, важно быть полезной родному краю. И почти 80 процентов построенных предприятием объектов располагаются именно в Ульяновской области.
ОАО «Ульяновск-Автомост» в течение многих лет занимается благотворительной деятельностью. У предприятия есть подшефный детский сад «Аленушка», оно помогает региональному отделению Всероссийского общества слепых, вносит свою лепту в дело возрождения Русской православной церкви. В 2007 году по просьбе настоятеля церквей Богоявления и Блаженной Ксении Петербургской в селе Арском Ульяновского района был построен мост. Постоянно оказывается помощь сельчанам.
10 километров здоровья
– Владислав Иванович, когда для мостовиков было самое напряженное время?
– 1970-1980-е годы. То, что происходит сейчас – просто возмутительно. Раньше мы в декабре ездили в Москву, отчитывались о проделанной работе, защищали план на следующий год. Мы всегда знали уже в декабре -сколько, где и какие мосты будем строить. А сейчас торги проходят в апреле, мае, а строительный сезон заканчивается уже 30 сентября. Например, два месяца назад мы начали строительство моста в Сызрани. Успеем ли сдать его в этом году – вопрос. А сдать надо. Капиталисты взяли на вооружение советскую плановую систему, а мы зачем-то от нее отказались. Из-за того, что рухнула плановость, всем теперь работать трудно – и проектировщикам, и строителям, и многим другим организациям.
– Психологи говорят, что каждые два-три года надо менять место работы. Не тяжело Вам столько лет на одном посту?
– У нас работа такая, что скучать не приходится. Одинаковых мостов не бывает. Каждый проект – это что-то новое, работа интересная, творческая. Я руковожу замечательными специалистами, многие из которых работают десятилетиями: прораб Анатолий Романович Ера-шов (42 года в организации), механик Александр Петрович Беркутов (35 лет), прораб Анатолий Владимирович Камша, мастер полигона Лидия Николаевна Казанцева, монтажник Сайт Арифзянович Хакимов (по 34 года) и многие другие. Я своей жизнью доволен: работа нравится, жену люблю, семья крепкая. Дом мы себе построили в поселке Сельдь с земельным участком в десять соток – пора на отдых!
– Не верится, что Вам уже 75 лет. Вашей бодрости, моложавости можно только позавидовать!
– Не знаю, как так вышло. Не могу сказать, что у меня нет вредных привычек. Правда, у отца был туберкулез, и он нас с братом так воспитал, что мы никогда не курили. А лет десять назад отец приехал в гости, увидел, как я наклоняюсь ботинки застегнуть, и воскликнул: «Что, растолстел?». Эти слова дали такой мощный толчок, что я в течение года каждое утро пробегал по десять километров. Тогда, наверное, и поправил здоровье.
– А после работы как отдыхаете? Есть у Вас увлечения?
– Особых увлечений нет. Советское время было таким, что только давай, работай! Заниматься чем-то другим было просто некогда. Сейчас время другое. Мой сын и мосты строит, и отдыхать успевает: охотится, рыбачит. Его дети пошли по моим стопам: внук учится, а внучка уже работает вместе со мной…
Анна МИХАЙЛОВА.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.