С началом учебного года, помимо традиционных проблем в виде нехватки учителей, отсутствия бесплатных учебников и дорожающего питания, появились новые: изменение учебных нагрузок и неоконченные ремонты в школах.
Без окон и учителей
В эти дни в редакцию «СК» поступает масса звонков и обращений от родителей, дети которых начали учебу в ульяновских школах.

До сих пор многие учащиеся не обеспечены полным комплектом учебников. Как рассказали мамы учеников одной из школ города (мы не будем называть номера, чтобы не подвергать репрессиям со стороны чиновников педагогический состав учебных заведений), начались занятия, а у детей нет пособий по математике, физике и информатике, хотя перед началом учебного года учителя советовали родителям не торопиться покупать книги за свои деньги.

В Управлении образования администрации Ульяновска подтвердили, что проблема с обеспечением бесплатными учебниками школьников до сих пор не решена. Некоторые родители приобрели их за свой счет, другие все еще ждут. По словам руководителя управления Ольги Мезиной, самая сложная ситуация сложилась в школе №52, где не закуплено ни одного учебника, хотя деньги на это были выделены. Кроме того, в этом же учебном заведении течет крыша.

Городские власти в конце августа хоть и отчитались о полной готовности образовательных учреждений к учебному году, но умолчали о том, что изначально запланированный объем ремонтных работ пришлось значительно сократить. В частности, не везде успели заменить окна. Как рассказала Наталья, мама учащейся одной из засвияжских школ, изначально родителям говорили о том, что за лето все окна в здании школы будут заменены на пластиковые, но 1 сентября оказалось, что новые стеклопакеты появились лишь в половине классов.

Однако руководство школы предупредило родителей, что работы могут начаться в любой момент и им нужно быть готовыми прийти убирать классы.

Ощущается и нехватка педагогов. На 2 сентября в ульяновских школах оставались открытыми 29 вакансий: учителей начальной школы, физруков, учителей иностранных языков, информатики и труда.

Есть вопросы и по питанию. По сообщению родителей, оно подорожало в среднем с 30-35 рублей до 40-50 рублей за обед, хотя объем порций остался прежним. Как пояснили в городском Управлении образования, торги на право организации горячего питания в школах еще не проведены. До этого еда будет поставляться на основе разовых контрактов.

«К вашим услугам»

И все же куда большую тревогу у родителей вызывает новый Закон «Об образовании», вступивший в силу с 1 сентября. В большей мере та его часть, где говорится о стандартах и возможности школам оказывать платные услуги.

– Нас всерьез удивило расписание занятий, – рассказала Татьяна, мама девятиклассницы ульяновской гимназии. – При шестидневной учебной неделе русскому языку выделили лишь два часа (в 8 классе было шесть часов), столько же, сколько и ОБЖ (был один час). На все наши вопросы классный руководитель ответила: таковы требования новых стандартов.

Однако по итогам 9 класса нашим детям предстоит сдавать ГИА (государственная итоговая аттестация), где обязательными предметами являются русский язык и математика. Неужели для подготовки нам придется нанимать репетитора или посещать дополнительные занятия за деньги?

Как поясняют чиновники, дошкольное и общее образование в нашей стране остается бесплатным. В детском саду и в школе государством гарантирован стандартный объем образования, и за него брать плату нельзя. Количество уроков по предметам в законе прописано то же, что есть и сейчас, но оно вариативно, и каждая школа вправе выбрать свой вариант. Платными могут быть лишь занятия сверх стандарта, но они необязательны.

Действительно, в гимназии родителям предлагают богатый выбор дополнительных услуг: «Школа раннего развития» (46 рублей за час, или 2900 рублей в месяц), «Изостудия» (100 рублей за час), «Хор» (85 рублей за час), «Логика» (78,5 рубля за час), «Ритмика» (130 рублей за час), группа продленного дня (21,5 за три часа, или 1290 рублей в месяц) и т.д.

Учителя в приватной беседе не скрывают, что из-за перекройки школьных программ большинство предметов будет трудно успеть изложить в отведенное время официальных часов. Бюджетных норм не хватает на выдачу материала в нужном объеме. Возможность проводить официальные платные курсы становится для многих вариантом дать школьникам знания в том числе по базовым предметам, однако за дополнительную плату. Так возникают платные курсы по таким предметам, как математика, история, литература и русский язык (в той же гимназии в этом году появились дополнительные занятия вроде «За страницами учебника» и «Нестандартные способы решения уравнений и неравенств»).

– Да, я согласна с тем, что у родителей разные возможности и, если есть свободные деньги, они вправе обучать своего ребенка любым дополнительным предметам, но одно дело диковинки вроде «Декоративной живописи» или «Робототехники» и совсем другое – дополнительные платные курсы по таким предметам, как русский язык или математика, – говорит Татьяна. – Ведь это означает изначальное создание неравных условий для получения образования детьми одного класса.

Вадим Пилюков