Тема ежегодного повышения тарифов на ЖКХ находится в самом центре общественного внимания. Буквально каждый день в редакцию “Молодёжки” поступают звонки возмущённых читателей. У населения копится недовольство работой коммунальных организаций, качество работы которых не растет, в отличие от цифр в платежках, исправно отправляемых людям в конце каждого месяца.
Проблема ограничения роста тарифов на услуги ЖКХ стала основной темой встречи заместителя Председателя Законодательного Собрания Ульяновской области Тамары Дмитриевой с Председателем Счетной палаты РФ Сергеем Степашиным, которая состоялась на прошлой неделе. Мы решили поинтересоваться подробностями прошедших переговоров непосредственно у Тамары Александровны.
– Сергей Степашин один из первых на федеральном уровне выступил с инициативой заморозить рост тарифов на ЖКХ на три года. По моему мнению, она должна была получить поддержку и законодательное оформление, – говорит Тамара Дмитриева. – Положение дел сейчас, мягко говоря’, тревожное. Проведенный специалистами Счетной палаты в прошлом году мониторинг показал, что при инфляции в 6,6% рост тарифов на услуги в ЖКХ составил в среднем 9,4%. По поручению Владимира Путина обоснованный и социально справедливый размер роста платежей для разных категорий граждан должен быть ограничен – не более 6% в год. Очевидно, что каждое такое ограничение должно быть подкреплено жесткими санкциями в отношении тех, кто допускает рост тарифа сверх установленной Президентом планки. Соответствующий законопроект совсем недавно был внесён в Государственную Думу. В соответствии с ним будет введена уголовная ответственность должностных лиц государства, муниципалитетов и организаций ЖКХ, задирающих размеры коммунальных платежей сверх меры, в том числе и в Ульяновской области.
– Ульяновская область не вошла в список регионов, в которых Счетная палата выявила необоснованные скачки на тарифы ЖКХ, – подчёркивает Тамара Александровна. -Наш регион был одним из первых, где в кратчайшие сроки были пересмотрены нормативы на потребление коммунальных ресурсов, ограничивших плату за ОДН, а кое-где и убравших ее вовсе.
Однако система платежей и расчетов в системе коммунального хозяйства продолжает оставаться слишком сложной и запутанной для простых людей. Человек, достающий из почтового ящика очередную платежку, видит в графах цифры, связь которых’ему непонятна: вот есть тариф, вот есть объем потребленных услуг, а окончательная цифра другая… Люди просто не в состоянии освоить те сложнейшие математические формулы, по которым им начисляют коммунальные платежи. Зачастую за этими “мутными” формулами скрываются и потери в сетях, произошедшие по вине управляющих компаний и поставщиков, и банальное воровство ресурсов соседями или очередным магазинчиком в подвале, обычные приписки и ошибки в лишней запятой и т.д. и т.п. Нужна в первую очередь ясность, прозрачность… – Нужно совершенствовать нормативно-правовую базу, пробелов в которой немало. Вспомнить даже “эпопею” с тарифами на горячую воду в Ульяновске. Идут суды, разбирательства, а людям продолжают выставлять счета, накрученные по непонятным, индивидуальным для каждого дома формулам и расчетам, хотя закон должен гласить о едином тарифе для населения. Необходимо установить на федеральном уровне предельный расход тепловой энергии на подогрев 1 кубометра горячей воды при наличии в доме общедомового прибора учета ГВС. Это заставит управляющую компанию заниматься энергосберегающими мероприятиями, а не самоустраняться от проблем жителей. И в этом плане у нас, как у законодателей, огромный пласт работы, – говорит Дмитриева.
Но рост тарифов на ЖКХ – не единственная проблема, с которой сталкивается население. Жители дома №17 по улице Верхней Полевой также были вынуждены обращаться в правительство и Законодательное Собрание Ульяновской области. У них возникла проблема с Домоуправляющей компанией Ленинского района, с которой были расторгнуты отношения, но которая осталась должна 60 тысяч и не спешила их возвращать. Тогда в споры пришлось вмешаться заместителю председателя Законодательного собрания Ульяновской области Тамаре Дмитриевой, и ситуация разрешилась в пользу жильцов: было заключено трехстороннее соглашение между прежней управляющей компанией, нынешней и жителями дома. Деньги нашли и вернули в течение 10 дней.
Другой острый вопрос – введение платы за так называемые “общедомовые нужды”. Нередко люди правомерно отказываются платить ОДН до тех пор, пока не отремонтируют капитально их дома и восстановят нормативное состояние инженерных сетей. Ведь иначе из-за увеличенных потерь, например, из-за текущих в подвале кранов, ОДН будет просто чрезмерным, а плата – непосильной для людей.- В законе четко сказано, что при передаче в собственность квартиры за бывшим нанимателем сохраняется обязанность проведения капитального ремонта, – рассказывает Тамара Дмитриева. – Население просто не потянет сумму, которая требуется на капитальный ремонт. Значит, средства должны выделить городской, областной и федеральный бюджеты. Депутатам необходимо приложить все усилия для того, чтобы основная часть средств на капремонт домов поступила из федеральной казны.
Проблем в сфере ЖКХ, как говорится, непочатый край. Но очевидно, что за них взялись основательно. Очень надеемся на то, что и будущий состав Законодательного Собрания с самых первых месяцев работы уделит внимание проблемам населения.