В Ульяновской области решили перевести весь муниципальный транспорт на газомоторное топливо в целях экономии. Проект этот, впрочем, неизвестно когда будет закончен – слишком много проблем.

Проект представил зампред правительства Александр Букин. Согласно планам руководства области, до 2017 года на газомоторное топливо должно перейти 90 процентов коммунальной техники, использующейся в регионе. Это позволит экономить деньги на бензине и наносить меньший вред экологии.

Мы получили данные одного из исследований, рассказывает Александр Букин. Там рассматривалась работа «КамАЗа» на газомоторном топливе и на бензине. Так вот на газе экономия составила 3360 рублей за 440 километров работы.

Однако у этого проекта очень много подводных камней. Первый – и самый главный – это известный всем закон рынка: спрос рождает предложение. Сейчас в Ульяновской области нет ни того, ни другого: с одной стороны, нет автомобилей, работающих на газомоторном топливе, а с другой стороны, те, кто хочет ездить на метане, не сможет найти даже заправку для своей машины. На всю область всего три АЗС с возможностью заправиться газомоторным топливом – две в Ульяновске и одна в Димитровграде.

Чиновники приводят статистику: в городе 1600 автобусов, из которых 50 процентов работают на сжиженном газе – пропане – и лишь 11 процентов – на сжатом газе – метане. В комплексе ЖКХ насчитали 600 единиц различной техники, из которых лишь полторы сотни используют сжатый газ. А вот потенциальная возможность по переводу на сжатый газ чиновниками оценивается в 50-80 тысяч единиц транспорта.

Учитывая, что ни спроса, ни предложения нет, инициатором этого процесса решило стать правительство области. Планы такие: в 2013 году открыть по меньшей мере одну заправочную станцию для сжатого газа и переоборудовать на метан 200 муниципальных машин; в 2014 году еще увеличить количество АЗС и переоборудовать 500 единиц транспорта, а ежегодно закупать не менее 2000 автомобилей на метане… К 2017 году в регионе 90 процентов всех коммунальных машин должно работать на газомоторном топливе, а по всей области разместится семь заправок на крупных транспортных узлах, еще две дополнительные откроются в Ульяновске.

Препятствия здесь еще и в том, что многое находится в руках федерального правительства. В частности, серьезные проблемы возникнут у тех компаний, кто захочет открыть свою газозаправочную станцию.

– На Западе все стандарты унифицированы, – говорит председатель совета директоров ОАО «Газпром» Виктор Зубков. – У нас же все по-старому: чтобы сделать заправку, нужно установить какую-то бетонную стену между дизельным топливом и газомоторным… Да ведь если рванет, этой стеной обе заправки накроет! Надо на все посмотреть по-новому.

Нужна единая законодательная база, которая будет развивать рынок газомоторного топлива.

Ульяновская область, однако, уже расписала на годы вперед, как будет развиваться метановый транспорт в регионе. При этом все планы завязаны на просьбах к федеральному правительству: внесите нас в список регионов, которые будут участвовать в программе субсидирования организаций на покупку и переоборудование транспортных средств на метане; посодействуйте в изменении стандартов по установке газомоторного оборудования; окажите инвестиционную поддержку компаниям, которые делают транспорт на этом топливе… Просьб много, и важно, чтобы федеральное правительство свою программу по увеличению объема потребления газомоторного топлива активнее развивало.

Страны Европы сейчас газомоторное топливо активно внедряют в свои коммунальные службы. Италия, которая потребляет российский газ, имеет вдвое больше машин на метане, чем Россия.

Вот только на развитие этой программы уйдут огромные деньги – переоборудовать АЗС под метан очень дорого. Даже переоборудование автомобилей с бензина и дизеля на сжатый газ (метан) будет стоить значительно дороже, чем переоборудование на тот же сжиженный (пропан), а запас хода автомобиля при этом будет меньшим. А для того, чтобы открыть одну заправку, уходит, по словам специалистов, около двух лет. Поэтому вопрос в том, как быстро все это произойдет и окупится.Сергей Гурьянов