В конце прошлой недели состоялась встреча заместителя председателя Законодательного Собрания Ульяновской области Тамары Дмитриевой с председателем Счетной палаты РФ Сергеем Степашиным. Основной темой разговора стала проблема ограничения роста тарифов на услуги ЖКХ. Мы решили поинтересоваться подробностями прошедших переговоров непосредственно у Тамары Александровны Дмитриевой.
Заморозить тарифы за три года
– Чем была продиктована необходимость Вашей встречи со столь высоким федеральным чиновником?
– Тема ежегодного повышения тарифов на услуги ЖКХ находится в самом центре общественного внимания. Буквально на каждой встрече с избирателями, которые я провожу, она поднимается людьми первой. У населения копится огромный пласт недовольства работой коммунальных организаций, качество работы которых явно не улучшается и не растет, в отличие от цифр в платежках, исправно отправляемых людям в конце каждого месяца.
Сергей Степашин одним из первых на федеральном уровне выступил этой весной с весьма важной инициативой – заморозить рост тарифов на услуги ЖКХ на три года. Это предложение было им впервые озвучено на конференции Ассоциации контрольно-счетных органов в Ростове-на-Дону в конце марта этого года. С моей точки зрения, данная инициатива должна была получить поддержку и законодательное оформление. Именно для этого я и решила встретиться с председателем Счетной палаты, мне важно было обсудить с ним те меры по недопущению роста тарифов, которые мы предпринимаем в Ульяновской области, узнать о том, что планирует делать федеральный центр в деле защиты населения от произвола естественных монополий и их тарифной политики.
Задирающим цены -уголовная ответственность
– Как оценивает Степашин положение дел в вопросе роста тарифов на «коммуналку?
– Положение дел, мягко говоря, тревожное. Проведенный специалистами Счетной палаты в прошлом году мониторинг показал, что при инфляции в 6,6 процента рост тарифов на услуги ЖКХ составил в среднем 9,4 процента. Более чем в сорока регионах страны в начале года зафиксирован существенный скачок размера платы за жилье, несмотря на то, что сами тарифы индексируются теперь не с нового года, как раньше, а с 1 июля.
Сергей Степашин полностью разделяет позицию президента страны, Владимира Путина, поручившего правительству определить обоснованный и социально справедливый размер роста платежей для разных категорий граждан, который должен быть ограничен не более чем 6 процентами в год.
Но каждое такое ограничение должно быть подкреплено жесткими санкциями в отношении тех, кто допускает рост тарифа сверх установленной президентом планки. В этом плане председатель Счетной палаты поддержал законопроект, внесенный недавно в Государственную Думу. В соответствии с ним будет введена уголовная ответственность должностных лиц государства, муниципалитетов и организаций ЖКХ, задирающих размеры коммунальных платежей сверх меры.
Помог народный контроль
– Применительно к Ульяновской области – какова оценка Сергея Степашина и Ваша личная по вопросу тарифообразо-вания на услуги ЖКХ в нашем регионе?
– Начнем с того, что Ульяновская область не вошла в список регионов, в которых Счетная палата выявила необоснованные скачки тарифов на услуги ЖКХ. Более того, Сергей
Степашин выразил через меня благодарность областному руководству за те усилия, которые мы предпринимаем для защиты интересов потребителей коммунальных услуг при установлении тарифов. Напомню, что губернатор Сергей Морозов был первым из глав регионов, кто публично обратился к руководству страны с просьбой приостановить действие новых правил оказания коммунальных услуг, вводивших так возмутившую всех плату за ОДН. Ульяновская область была одним из первых регионов, где в кратчайшие сроки были пересмотрены нормативы на потребление коммунальных ресурсов, ограничившие плату за ОДН, а кое-где и убравшие ее вовсе.
Существенную помощь оказала и организованная нами система народного контроля, работы горячих линий, фиксировавших обращения граждан по фактам роста платежей.
Несправедливо оставлять людей один на один с изворотливыми УК
– Но все же, несмотря на усилия власти, проблема не теряет остроты. Какие, на Ваш взгляд, действия надо предпринять, чтобы защитить наших граждан от произвола коммунальщиков и их финансовых аппетитов?
– Все нужно делать последовательно и постепенно. Думаю, мы сделали первые серьезные шаги – наладили систему правовых ограничений роста регулируемых государством тарифов на услуги ЖКХ, однако система платежей и расчетов в системе коммунального хозяйства слишком сложна и запутана. Человек, достающий из почтового ящика очередную платежку, видит в графах цифры, связь которых ему не понятна: вот есть тариф, вот есть объем потребленных услуг, но как складывается окончательная цифра -непонятно. Люди просто не в состоянии освоить те сложнейшие математические формулы, по которым им начисляют коммунальные платежи. Зачастую за этими «мутными» формулами скрываются и потери в сетях, произошедшие по вине управляющих компаний и поставщиков, и банальное воровство ресурсов соседями или очередным магазинчиком в Подвале, приписки и ошибки в лишней запятой и т.д. и т.п.
Нужны в первую очередь ясность, прозрачность. Над этим надо работать, нужно совершенствовать нормативно-правовую базу, пробелов в которой немало. Вспомнить даже эпопею с тарифами на горячую воду в Ульяновске. Который год идут суды, разбирательства и прочие процессы, а людям продолжают выставлять счета, накрученные по непонятным, индивидуальным для каждого дома формулам и расчетам, хотя закон говорит о едином тарифе для населения.
Стоит и определиться с той частью платы за жилье, которая не подпадает под ограничения тарифного регулирования. Я имею в виду размер платы за содержание и текущий ремонт общего имущества. Сейчас расценки на него – предмет неравноценного торга управляющих компаний и населения. Зачастую управленцы от ЖКХ проводят так называемые «заочные» голосования за установление платы, и люди уже постфактум узнают об очередном повышении, без возможности получить объяснения, расчеты, альтернативные предложения и прочее. Несправедливо оставлять население один на один с изворотливыми и подкованными в юридическим плане управляющими компаниями. Нужен посредник и защитник интересов потребителей – государство.
И в этом плане у нас как у законодателей – огромный пласт работы. Надеюсь, что будущий состав Законодательного Собрания буквально с первых месяцев работы уделит внимание проблеме ЖКХ в нашем регионе. Я как кандидат в депутаты ЗСО от Ленинского района, как член команды губернатора Морозова намерена и в дальнейшем заниматься этим вопросом, защищать права и интересы жителей региона в сфере ЖКХ.
Антон КРОТКОВ