Гравюры любимого художника математиков всего мира до 20 сентября будут демонстрироваться в Музее современного изобразительного искусства (улица Льва Толстого, 51). Выставка работ голландского художника Мориса Корнелиуса Эшера (1898″1972) приурочена к 115″летию со дня его рождения.
Один из известнейших художников XX века Морис Эшер создал удивительный мир, полный повторений и метаморфоз. Замысловато изгибая пространство, он замыкает его, заставляя «героев» своих гравюр кружить по зданию, наподобие того, как это происходит в романе «Имя розы» Умберто Эко. Сам художник утверждал: «Все мои произведения это игры. Серьезные игры». Эти «игры» еще при жизни Эшера стали объектами пристального изучения математиков, обнаруживших в гравюрах доказательства математических идей. Посредством этих работ объясняют такие понятия, изучаемые в школе, как параллельный перенос, подобие фигур, равновеликие фигуры, периодичность. Называют и целый ряд терминов, не входящих в школьный курс математики.

Не нужно быть ученым, чтобы увидеть математическую закономерность практически в любой работе Эшера. Любопытно, что это вовсе не связано с образованием художника. Часто рассказывают замечательный факт из его биографии, когда известный геометр Гарольд Кокстер пригласил Эшера на свою лекцию, посвященную математическому содержанию его гравюр. Оба были разочарованы тем, что художник не понял почти ни слова из лекции.

Он написал, что в школе не получал хороших оценок по математике: «И вот теперь математики используют мои рисунки для иллюстрации своих книг. Представьте себе, эти ученые люди принимают меня в свою компанию как потерянного и вновь обретенного брата! Они, кажется, не подозревают, что математически я абсолютно безграмотен».

Наиболее известные работы Эшера – «Рисующие руки», «Метаморфозы», «День и ночь», «Рептилии», «Встреча», «Дом с лестницей», «Балкон» – полны остроумных логических и пластических парадоксов. Во множестве гравюр фигурирует тема метаморфоз, происходящих как с живыми существами (например, превращение птиц в рыб), так и с предметами, которые «становятся» живыми. Одним из первых Эшер ввел в свои картины фракталы – попросту говоря, фигуры нетривиальных форм с повторяющимися элементами. Ученые стали создавать фракталы с помощью ЭВМ и изучать их свойства только спустя десятилетия.

– Вместе с выставкой привезли фильм об Эшере, в котором его земляки – историки искусства, математики – восхваляют его как величайшего художника, – рассказала научный сотрудник музея Ольга Королева. – Я думаю, они несколько перегнули палку, хотя его творчество действительно очень интересно. Все, что им сделано, может быть импульсом для современных дизайнеров настоящего и будущего.

Наработок, идей очень много – есть от чего отталкиваться и идти дальше. В фильме много говорили о работе «Картинная галерея», где мальчик рассматривает гравюру, на которой изображен он сам, опять-таки рассматривающий гравюру – и так до бесконечности. Это происходит во многих его вещах, и каждую интересно рассматривать, обнаруживать метаморфозы, повторяющиеся мотивы. Неудивительно, что его манеру, способ творчества переняли многие художники: это завораживает и хочется сделать что-то подобное. Часто Эшер строит композиции, будто обрезая часть здания или пейзажа. В этом нет нарочитости, смысл приема в том, чтобы показать: мир не имеет границ и мы видим только его фрагменты. Замечательное свойство его работ в том, что каждая заставляет остановиться и задуматься, просто окинуть ее взглядом и пойти к следующей гравюре не получится.
Анна Школьная