Четыре года назад в Ульяновске ввели в эксплуатацию один из самых крупных речных мостов в мире и один из крупнейших мостовых сооружений в Европе – «Президентский» мост. Длина сооружения с подходами составляет около 13 километров. Мостовой переход состоит из 25 пролётов, каждый из которых весит более четырёх тысяч тонн. За 23 года строительства суммарная стоимость долгостроя составила 20,9 миллиардов рублей, что превысило нормативный период на 14 лет и привело к удорожанию объекта на 14 миллиардов.
​Впервые предметно проблема необходимости строительства второго моста через Волгу в Ульяновске обсуждалась на совещании в Госгражданстрое при Госстрое СССР 19 августа 1976 года при рассмотрении схемы генерального плана Заволжского района Ульяновска. ​Первым документом, ставшим точкой отсчёта для начала проектирования, стало «Архитектурно планировочное задание на разработку технико-экономического обоснования строительства мостового перехода через Куйбышевское водохранилище в городе Ульяновске». 8 августа 1980 года документ утвердил председатель ульяновского горисполкома Александр Иваницкий. В этом же году началось проектирование мостового перехода. Официальное решение о строительстве моста было принято постановлением Совета министров СССР № от 2 октября 1984 года. 26 сентября 1986 года впервые в истории отечественного мостостроения был проведён конкурс по выбору наиболее рационального с конструктивной точки зрения проектного решения. По итогам конкурса к дальнейшей разработке приняли проект московского института «Гипротрансмост».
Президентский мостРаботы по возведению моста начались в 1986 году со строительства производственных баз и необходимой социальной инфраструктуры. В Ульяновск приехали сотни опытнейших мостовиков. В 1988 смонтировали первую русловую опору, в 1992 году установили первое пролётное строение. Далее в течение двух лет было смонтировано и установлено на опоры ещё четыре пролёта. Примечательно, что пролётные строения моста начали устанавливать с середины русла реки. Ходит история, что телеведущий Владимир Познер, который был в это время проездом в Ульяновске, на вопрос, зачем строить мост не с берегов навстречу друг другу, а с середины реки, получил лаконичный, но ёмкий ответ: «Чтоб не воровали!»
​Первоначально окончание строительства было намечено на апрель 1995 года, к 125-летию Владимира Ленина. Однако в 1995 году финансирование проекта полностью прекратили, стройка остановилась. Деньги выделили лишь спустя три года. При этом скорость работ была невысокой: в год монтировался примерно один пролёт. В 2006 году новый мостовой переход включили в федеральную целевую программу «Модернизация транспортной системы России на 2002-2010 годы». Львиную часть финансирования проекта – 95 процентов – взяла на себя Москва.
Президентский мост 1​В конце лета 2007 года при установке семнадцатого по счёту пролёта впервые в мире применили уникальную технологию: конструкцию с плавучих опор с помощью гидромодулей и высокопрочных металлических канатов подняли на высоту более тридцати метров, что сравнимо с высотой 16-этажного дома. Необходимость применения такой технологии возникла из-за значительной разницы в высоте правого и левого берегов реки. Подобным образом установили ещё шесть пролётов, в том числе и последний, поднятый на максимальную из всех пролётов высоту – 60 метров. В конце апреля – начале мая 2009 года на капитальные опоры подняли и установили последний пролёт новой переправы, таким образом, соединив берега Волги. 26 августа, после объединения всех пролётных строений, по мосту проехал первый автомобиль.
За 23 года вокруг строительства моста возникло множество легенд. Почему самая первая опора моста со стороны правобережья так непохожа на все остальные и больше всего своей конструкцией напоминает мост «Золотые ворота» в Сан-Франциско? Рассказывают, что изначально первый пролёт планировалось сделать подвесным. Он, как и «Золотые мост в Сан-Францисковорота», должен был держаться на вантах. Однако, когда строительство переместилось из центра реки к её берегам, оказалось, что денег на существенно подорожавшие с момента создания проекта стальные тросы нет. Поэтому верхнюю часть опоры, которая должна была держать ванты, не поставили.
Строящийся мост запечатлели и в отечественном шоу-бизнесе. Когда было построено всего четыре пролёта, на мосту группа «Ничья» сняла клип на песню «Ничья». На сайте Music library в биографии солистки группы Лены написано следующее: «Когда зашёл вопрос о видеоряде первого клипа, Лена вспомнила о том, что в одной из своих командировок в городе Ульяновске она увидела прямо посередине реки Волги недостроенный мост. В связи с нехваткой средств его строительство было отложено на десять лет. Лена просто влюбилась в этот мост, и когда встал вопрос о месте съёмок клипа, вопросов не возникло».
«Президентский» мост состоит из двух ярусов: по второй очереди объекта – нижнему ярусу – планируется осуществлять двухполосное движение скоростного трамвая. Как сообщили в региональном Минпромтрансе, госэкспертиза проекта второго пускового комплекса мостового перехода уже завершена. Но когда будет реализован проект – это вопрос, на который пока нет точного ответа.

Ольга Турковская