В Ульяновской области планируется запретить продажу средств, содержащих более семидесяти процентов спирта. К таковым, прежде всего, относятся перцовые настойки и настойки боярышника. С инициативой запрета продажи «косметических средств» глава региона Сергей Морозов планирует выйти на региональный и, возможно, на федеральный уровень.
Поводом для ужесточения продажи спиртосодержащих средств послужило обращение политолога Дмитрия Ежова: «Открыто и масштабно продолжается спаивание Ульяновской области. Открытое обращение к губернатору». В тексте говорится следующее: «Ни для кого не секрет, что под видом «косметических» средств продаётся дешёвый суррогатный алкоголь. Не подпадающий ни под какие нормы, контроль и регламент. Фактически его открытое существование на рынке — факт полного наплевательства на здоровье наших сограждан. Свободная продажа этой копеечной «косметики» ставит под вопрос весь комплекс мер по борьбе с алкоголизацией. < ...> Только факты: сейчас «перчики» свободно продаются в промтоварных магазинах и киосках как в городе, так и в области. По факту ситуация доведена до абсурда: торговать копеечным суррогатным спиртным (давайте скажем прямо — по другому эта «косметика» не используется) можно только в промтоварных магазинах. Тем самым все ограничения и вся борьба со спаиванием просто летит насмарку. Уважаемый Сергей Иванович. Вопрос стоит остро: наличие в свободной повсеместной продаже суррогатного спиртного ставит под вопрос эффективность всего комплекса мер, проводимых в направлении борьбы с алкоголизацией общества. < ...> Необходимо принятие регионального закона, введение дополнительных ограничений по этой группе товаров. Не так сложно различить этиловый и метиловый спирт. А иначе все наши общие действия в направлении борьбы со спаиванием населения просто провисают».
Борьба с алкоголем в Ульяновской области ведётся уже пять лет: с 2008 года запрещена продажа спиртного крепче 15 градусов с 20:00 до 8:00, с 2011 года – в выходные и праздничные дни. В одном из отчётов регионального министерства экономики и планирования говорится, что эксперты – врачи-наркологи – единогласно сошлись во мнении, что количество обратившихся с алкогольным отравлением в выходные дни больше, чем в будние. Это связано, прежде всего, с запретом на продажу алкоголя в выходные дни. Не имея возможности приобрести алкоголь в магазине, люди всё чаще употребляют суррогаты, «левый алкоголь», аптечную продукцию. По мнению экспертов, наиболее подвержены алкогольному отравлению несовершеннолетние в возрасте 14-16 лет и люди пожилого возраста. Отвечая на вопрос, можно ли снизить уровень алкоголизации населения Ульяновской области, корректируя временные рамки розничной продажи алкоголя, мнения экспертов разделились примерно поровну. Одни считают, что действующие временные рамки эффективны и достаточны, другие утверждает, что «кто хочет, тот всегда напьется» и эффективность любых запретительных мер действует только первоначально, затем люди приспосабливаются и находят способ обойти закон. Как правило, по мнению экспертов этой группы, запреты ограничивают возможности только законопослушных граждан, не страдающих алкоголизмом. Среди эффективных мер государственного воздействия на уровне региона специалисты выделяют такие, как введение высоких штрафов именно продавцов магазинов, где нарушается закон о продаже алкоголя; пропаганда здорового образа жизни; обеспечение занятости населения; усиление антиалкогольной пропаганды; развитие ценностей и норм здорового образа жизни; контроль за детьми из неблагополучных семей; необходимость отделения, где люди могли бы снять отравление, вместо того, чтобы похмеляться (человек опохмеляющийся – потенциальный алкоголик).
Впрочем, несмотря на применяемые меры, подпольная продажа алкоголя в киосках продолжается. Прибыль от проданного алкоголя, тем более в выходные дни и праздники, покрывает возможные штрафы на незаконную продажу спирта. Так, согласно статье 4.2. закона Ульяновской области от 28.02.2011 №16-ЗО нарушение дополнительных ограничений времени и условий розничной продажи алкогольной продукции влечёт наложение административного штрафа на должностных лиц в размере восьми тысяч рублей, на юридических лиц – восьмидесяти тысяч рублей. Бороться с этим хотят радикально: нет киосков – нет проблем. Как сказал 10 сентября на аппаратном совещании Сергей Морозов, больше защищать ларёчный бизнес нельзя: «Не хотят выполнять обязательства перед законом, значит, мы не дадим вести им дело».

Ольга Турковская