Прокуратура области обнаружила в списках домов, предназначенных под снос в Димитровграде, памятник истории и культуры – дом Курочкина (на снимке), построенный в начале XX века.

На первый взгляд, дом не сильно отличается от всех остальных – двухэтажное здание со скатной крышей, второй этаж деревянный, первый – кирпичный. Таких много. Однако дом Курочкина, как его называют в официальных документах комитета по культурному наследию, занесен в список памятников истории и культуры регионального значения.

Построен он был в начале XX века – точных сведений о дате постройки не сохранилось – на одной из старейших улиц Димитровграда – улице Куйбышева, бывшей Старо-Заводской. Жил там безвестный Курочкин – купец, не оставшийся в анналах истории.

Здание называют «выразительным образцом городской архитектуры начала XX века, выполненным в формах эклектики». Присмотревшись, действительно можно обнаружить красивые наличники на окнах, покрытые орнаментом, богатую домовую резьбу на фронтонах крыши. Под государственной охраной памятник находится с 1999 года.

Однако всего этого не заметили чиновники, которые включили дом в целевую программу «Переселение граждан из аварийного фонда на 2013-2016 годы», согласно которой здание попало под снос, а все живущие там должны быть переселены. По закону же дома, которые представляют ценность для общества, должны быть реконструированы, а вовсе не снесены. Более того, чиновники отказали комитету по культурному наследию в согласовании включения дома Курочкина в реестр памятников истории и культуры народов России.

Комитет по культурному наследию сам обращался в прокуратуру с этой проблемой еще в июне, но требовал не только внести дом в реестр, а еще и исключить его из списка аварийных – по их мнению, он находится в неплохом состоянии. А заключение о техническом состоянии памятников истории и культуры имеют право выдавать лишь лицензированные Министерством культуры России организации.

Выявленные нарушения прокуратура потребовала устранить, однако возникает другой вопрос: если дом исключат из списка аварийных, что будет с людьми, которые там живут? Ведь внесение его в разряд домов, предназначенных под снос, как правило, означает, что там не только крыша течет, но еще и стены трескаются, полы гниют и так далее лучше всего о таких ужасах знают те, кому довелось пожить в аварийном жилище.

Вероятно, лучший вариант для жителей если их все-таки переселят, для комитета по культурному наследию – если дом отреставрируют. Однако дальнейшую судьбу здания узнать сложно – в комитете ЖКХ Димитровграда просто не берут трубку, а в комитете по культурному наследию ответа на этот вопрос пока не знают. Сейчас правовыми делами дома Курочкина занимаются юристы, только после какого-либо продвижения этого дела можно будет говорить о том, что будет с памятником дальше.

Степан ГОРИН.