Тема противостояния граждан и фирмы-застройщика вокруг стройки в парке Ильи Ульянова на сегодня – самая острая. На поверхности расклад такой: граждане не хотят гибели еще одной сотни взрослых деревьев в экологически деградирующем Ульяновске, а фирма «Нью Сити» не хочет гибели 70 млн рублей, вложенных в строительство отеля «Мариотт» на месте этих деревьев.

У богатых свои причуды: они почему-то хотят разместить отель вип-класса рядом с шумной и предельно загазованной трассой (улицей Минаева), рядом с кладбищем, рядом с бесконечной и безобразной трубой теплоцентрали. Застройщик надеется, что гости города валом повалят на такую красоту, и берет под это 400 млн рублей коммерческого кредита. Видимо, это какой-то особо расчетливый бизнес-план. Конфликт вокруг парка и «Мариотта» высветил несколько важных аспектов.

1. Законно или незаконно
На заседании совета региональной Общественной палаты был оглашен документ, подписанный менее года назад бывшим главой администрации города Александром Букиным. В нем говорится, что согласно Генеральному плану Ульяновска под общественную застройку отведен земельный участок южнее жилых домов №5, 7 и 9 по улице Ульяновской. Застройщик же поставил забор на 150 м выше по склону, начиная от дома №13. Кажется, здесь можно ставить точку и начинать в законном порядке преследовать тех людей, которые занялись самозахватом земли, и тех, кто их покрывает. А также тех, кто готовил «разрешительное» постановление правительства, по сути перечеркивающее городской Генплан, и тех, кто подписывал разрешение на строительство и на перенос деревьев.

Представители мэрии говорили что-то невнятное про то, что это всего лишь «адресный ориентир объекта». Ничего себе ориентир! Выходит, для города 150 м туда или сюда – роли не играют? При том, что каждая сотка земли в центре города стоит миллионы. Как пояснил на сходе граждан депутат ЗСО Алексей Куринный, этот участок был выделен мэрией под застройку в 2006 году, в тот смутный период, когда старый Генплан закончил свое действие, а новый еще не был принят. В то время чиновники как раз и раздали несколько зеленых зон под точечную застройку. Когда фирма «Сувар-Казань» отказалась что-либо строить на арендованной земле, участок несколько раз переходил из рук в руки, с многократным повышением цены, и в итоге достался ООО «Нью Сити». Опять же вопрос – почему? Ведь он должен был вернуться городу и вновь попасть на конкурс на право аренды.

2. Поведение власти
Это поведение лучше всего описывается фразой, которую однажды выдал бывший глава области Юрий Горячев: «Попрятали голову в песок, как жирафы». В течение полутора недель после начала конфликта, когда люди уже провели четыре схода и установили круглосуточное дежурство на месте предполагаемой стройки, городская и областная власть молчала. Законодательное Собрание нового созыва отказалось создавать рабочую комиссию для проверки обстоятельств конфликта. Набрали в рот воды и подконтрольные местной власти СМИ, если не считать истеричного интервью с представителем регионального минстроя Сергеем Дерябиным в областной газете. С народом продолжали общаться только представители «левых». Среди них выделялся депутат Куринный, за что его тут же обвинили в саморекламе, в политическом пиаре. Под этим соусом по распоряжению новоизбранного председателя ЗСО Анатолия Бакаева была даже отключена трансляция заседания ЗСО.

Ульяновские специалисты считают, что при пересадке все 30летние деревья погибнут.

Удивительно: партия власти ежедневно, от выборов до выборов, неустанно рекламирует себя, причем за бюджетный счет, но обвиняет в рекламе политика, который делает то, что и полагается политику – идет к людям, проживающим в его округе, общается с народом, когда народ в этом нуждается и когда прочие политики его игнорируют. На минувших выборах партия власти в очередной раз использовала электорат в качестве одноразового народа – и тут же потеряла к нему интерес (очевидно, до следующих выборов). Почему бы депутатам от «ЕР» и прочих партий не прийти к защитникам парка, чтобы «попиариться»? Почему та же Тамара Дмитриева, которая перед выборами изъяснялась в–любви к избирателям округа, перестала с ними знаться после выборов? Обиделась за проигрыш в округе? Губернатор области Сергей Морозов высказался по теме лишь 23 сентября. Тем не менее по его распоряжению создана рабочая группа, которая будет изучать законность разрешительных документов.

3. Пересадка деревьев
Представитель застройщика Виталий Иванов заявил на Общественной палате, что его фирма могла бы просто срубить деревья, но берется добровольно их пересадить ниже по склону.

Петербургские специалисты по пересадке якобы гарантируют 100-процентную приживаемость. Ульяновские специалисты говорят, что если пересаживать сейчас, то все деревья погибнут, а если зимой, то выживет не более четверти из сотни 30-летних растений, намеченных к пересадке, да и то при тщательном уходе.

А теперь сопоставьте это со свежей информацией из мэрии. В городе проводится акция «Посади и вырасти свое дерево». Как сообщает городской комитет по охране окружающей среды, старт осенней акции перенесен на более поздние сроки. Это связано с тем, говорится в пресс-релизе, что у зеленых насаждений продолжается сокодвижение, и в таких условиях их приживаемость при посадке будет снижена, «что приведет к необоснованному расходу посадочного материала». «Осенью процесс высадки древесно-кустарниковых культур целесообразно начинать после опадания листвы, а завершать – с наступлением минусовых температур», – поясняет председатель комитета Данила Урдин. Он не возражает против пересадки 30-летних деревьев из парка Ильи Ульянова уже сегодня, хотя сам же, как видим, обосновал их неизбежную гибель. Выходит, нового посадочного материала ему жальче. Напомним, что глава Ленинского района Сергей Шерстнев выдал разрешение на пересадку деревьев из парка с 17 сентября до 17 октября, то есть как раз до «опадания листвы» и до «наступления минусовых температур». Прокуратура этот документ признала незаконным.

4. Несоответствие заявленному
«Реальные дела» власти не в первый раз расходятся с ее словами. Стройка отеля на месте зеленой зоны намечена в Год экологии – не абсурд ли? Поведение застройщика явно противоречит этическому кодексу предпринимательства, за который ратует глава области. Область заявляет о развитии системы открытых данных, проводит семинар «Стандарт открытости региона как индикатор качества взаимодействия институтов государства и общества», но в мэрии Куринному отказались предоставить документы, касающиеся спорного участка, объясняя, что они секретные. Разрешение на строительство было подписано втихаря и держалось в тайне, пока не прошли выборы. Более года назад принято распоряжение губернатора «О дополнительных мерах по защите зеленых насаждений», которое было нарушено на следующий день после его подписания. Подписывая разрешение на перенос деревьев, Шерстнев ссылается на это распоряжение, его же при этом и нарушая. Пресс-служба пишет о высоком экологическом рейтинге Ульяновской области по методике компании «Эрнст энд Янг» (15 место из 85), но в том же рейтинге Минприроды по итогам 2011 года Ульяновск по показателю «Воздушная среда» занял последнее место среди городов России, о чем «СК» писал в конце августа. То есть в Ульяновске нечем дышать. Не мудрено, что треть первично диагностируемых заболеваний у нас – это болезни органов дыхания. Половина детей и подростков в области имеют заболевания дыхательной системы. «Высокий уровень заболеваемости органов дыхания напрямую связан с современным неблагоприятным состоянием экологии», – говорится в отчете пульмонологической службы Областной детской клинической больницы.

Патриотизм, духовно-нравственное воспитание, региональная идентичность – любимая тема власти. А теперь прочитайте, что пишет в обращении к губернатору один из защитников парка, художник-иконописец Виталий Борисов: «Для людей, живущих в Ульяновске, парк имени И. Н. Ульянова – это часть их Родины, часть того, к чему они привыкли и с чем они не хотят расставаться. Уничтожение парка – это уничтожение пусть небольшой, но живой традиции… Уничтожение этого парка сходно с тем, что делали большевики, уничтожая храмы и вообще дореволюционную Россию. Те, кто уничтожает парк – уничтожают нашу Родину. Я не допускаю мысли, дорогой Сергей Иванович, что Вы с ними!».

Предвыборный лозунг партии власти – «Будущее начинается сегодня». В контексте «зеленого» конфликта эта фраза звучит двусмысленно. Если будущее начинается со лжи и умолчания, кому нужно такое будущее?

5. Позиция церкви
До сих пор позиция местной епархии РПЦ по поводу «Мариотта» четко не выражена: церковь была якобы не против паломников, которые будут селиться в отеле (это должны быть явно не бедные паломники), но не хочет шумного соседства с развлекательными заведениями, если они там откроются. Теперь, кажется, церковь готова определиться в ситуации с отелем, после того как ей стали известны следующие факты. Оказывается, глава сети отелей Marriott Джон Уиллард Мариотт – видный мормон, а мормонов в РПЦ считают сектой, так что вся эта сеть отелей работает на мормонов, на поддержку их миссионерской деятельности, в том числе в России и в Ульяновске. Ситуация, аналогичная нашей, в 2009 году произошла в Тюмени, где в центре города Marriott хотел строить свой отель, опять же рядом с православным храмом. Верующие тогда собрали более 2000 подписей против отеля, который, по их мнению, «попирает историческую память и культурное наследие». В открытом письме они писали, что «странное соседство оскорбляет чувства верующих православных людей, опасно с точки зрения духовно-нравственного состояния нашего общества, а также создает соответствующую репутацию властям города». Получается, что руководство Ульяновска и Ульяновской области, публично демонстрирующее приверженность православной культуре, на деле лоббирует интересы мормонской сети.

Это не все аспекты конфликта вокруг строительства в парке, но еще один вкратце стоит упомянуть: защитники парка выражают благодарность ООО «Нью Сити» за то, что эта фирма помогла пробудить их гражданское самосознание, способность к совместным действиям, сделала возможным появление зачатков гражданского общества в Ульяновске.