Около года назад я услышала о том, что Андрей Павлов ушел из филармонии.
Стало ясно, что для этого были веские причины.
Андрей Юрьевич Павлов около 20 лет был вторым дирижером и директором Ульяновского государственного оркестра русских народных инструментов, последние два года также возглавлял отдел проектов и фестивалей филармонии, занимался серьезной творческой и административной работой не только в оркестре, но и в филармонии в целом.
О ее настоящем, о возможном будущем, о судьбе старинного здания, о необходимости его обновления мы с ним беседовали еще несколько лет назад. На днях мы встретились, чтобы вновь поговорить о ситуации в сегодняшней филармонии.
– Андрей Юрьевич, накануне начала концертного сезона филармония организовала встречу с публикой. Один из вопросов слушателей был о том, вернется ли в оркестр дирижер Андрей Павлов хотя бы в роли приглашенного? Знаю, что за годы работы в филармонии у Вас сформировалась «своя публика». Как Вы объясните этот феномен?
– Если музыкант, исполнитель, дирижер – яркая творческая личность, если его эстетические взгляды и ценности понятны и неизменны, то непременно найдутся слушатели, которым интересно все то, что он делает. Я очень благодарен слушателям, приходившим на мои, к сожалению, не очень частые вечерние концерты. Быть последовательным и не изменять своему эстетическому вкусу, а значит, не изменять и своей публике, – вот первый секрет востребованного музыканта.
Второй секрет тоже прост. Почти двадцать лет я вел абонемент оркестра для детей и юношества. Уверен, многие из тех ребят, кого приводили на наши концерты родители десять лет назад, стали нашими постоянными слушателями, а через десять лет сами приведут своих детей на концерты. Не знаю, что ответили на вопрос о моем возвращении в оркестр руководители филармонии и оркестра. Я скажу следующее. Мой уход из оркестра и филармонии – не спонтанный, не эмоциональный шаг. Это обдуманное и взвешенное решение, основанное, прежде всего, на серьезных разногласиях с руководством оркестра и филармонии.
– Не думаю, что Вам просто было уходить из филармонии, которой Вы отдали большую часть жизни…
– В любом творческом коллективе необычайно высоки авторитет и власть дирижера, режиссера, худрука. Вспомните оркестры Караяна, Светланова, Спивакова… Любая успешная творческая организация сегодня – это тоже во многом заслуга одного человека – руководителя, который определяет пути развитияи судьбу огромного творческого коллектива, в том числе и его финансовое благополучие. К сожалению, я не могу согласиться ни с тем, что происходит в филармонии в последнее время, ни с тем, как развивается оркестр.
Серьезный всплеск в деятельности филармонии, связанный с приходом нового директора, закончился очень быстро. Юбилейный, 50й, фестиваль «Мир, эпоха, имена», собравший великих музыкантов современности (Николай Алексеев, Вероника Джиоева, Елена Образцова, Олег Меньшиков), концерт Дениса Мацуева стали яркими событиями в музыкальной жизни города. К сожалению, это все быстро закончилось. Работы уже не было, как и не было той команды, которая создала этот яркий юбилейный фестиваль. Бесконечные, с утра до поздней ночи, пустые совещания, серьезные ошибки в PR-деятельности, странные, нефилармонические, проекты, отказ от многих форм традиционной деятельности, спровоцированные конфликты, абсолютно неэффективная система управления, не приемлемый мною стиль общения и руководства…. Я понял, что происходят вещи необратимые.
Может быть, я скажу крамольную мысль, но оркестр русских народных инструментов не занимается пропагандой русской народной музыки в ее абсолютном понимании. Большая часть репертуара оркестра – переложение классики, симфонических произведений, советской музыки. Наверное, и такая музыка должна звучать на концертах русского оркестра, но играть фортепианный концерт Грига на народных инструментах? А репертуар, который не обновляется годами… Наверняка музей балалайки, который недавно появился в Ульяновске, делает для сохранения русской музыки и русской культуры больше. И это «заслуга» художественного руководителя, которому, в принципе, мало что интересно, кроме своих программ. Иначе чем объяснить тот факт, что за все время работы в оркестре я ни разу не видел его ни на своих репетициях, ни на своих концертах? Абсолютно уверен, оркестр, который уже двадцать лет является профессиональным государственным коллективом, достоин другой участи, у него другие перспективы развития – и точно знаю, какие.
Тяжело расставаться с делом своей жизни, но иногда остаться значит, участвовать, а участвовать в том, что сейчас происходит в филармонии и в оркестре, я не могу себе позволить. Жизненно необходимо выходить на сцену ради чегото, а не вопреки чему-то.
Безграничная власть – плохо, а хуже всего то, что многократно возрастает цена ошибки. В ситуации, когда почти все зависит от руководителя. Плохой руководитель беда, в данном случае это беда и оркестра, и единственной профессиональной музыкальной организации в области.
– Слышала, многие музыканты возмущаются новым проектом – вечерами танцев по четвергам, на которых коллективы по 30-40 человек играют ради того, чтобы четыре-пять человек могли потанцевать. Этот проект остается в афише?
– Наивно, на мой взгляд, полагать, что участники посиделок с песнями или танцевальных вечеров станут постоянными посетителями симфонических концертов. В любом случае, результаты несоизмеримы с тратами, потерей имиджа профессиональной концертной организации, да и просто времени высококлассных музыкантов. Уверен абсолютно точно – такие проекты не могут быть приоритетными в деятельности филармонии. А вот почему филармония не любит тех, кто уже давно определился в своих эстетических предпочтениях, и отказалась от «Карты постоянного слушателя», остается для меня загадкой. Постоянные слушатели, имея некоторые привилегии, могут стать основой, например, «Лиги друзейфилармонии» (как в Екатеринбурге), которая сможет оказать неоценимую помощь в популяризации классической музыки и деятельности филармонии в целом. А главное, любой проект, любая идея обречены на успех, если они востребованы и грамотно организованы.
– Недавно власть спохватилась, что проведение выставок животных в Ленинском мемориале недопустимо. Как Вы считаете, правильно ли проводить свадьбы, банкеты, корпоративные вечера в филармонии?
– Филармония – это Храм. Храм Музыки. Так было всегда. Еще студентом музыкального училища, приходя на занятия по дирижированию к Николаю Алексееву, мог позволить себе присесть в фойе лишь на краешек стула. К сожалению, этого духа Музыки сейчас в филармонии нет. Наверное, поэтому разваливается и оболочка – здание филармонии.
– Как Вы понимаете смысл нового названия – «Дом музыки»?
– «Дом музыки» – это что-то новое? Новая стратегия развития филармонии? 200 первоклассных музыкантов филармонии теперь движутся в новом направлении, к новым целям, решают новые задачи?
Или же это все та же филармония?
Классическая музыка, детские программы и концерты с талантливыми детьми, сохранение музыкальных традиций региона, организация гастролей приезжих коллективов, современная музыка – разве это не филармония? Тогда почему «Дом музыки»? И главное, зачем все ломать и пытаться строить что-то новое?
– В 90-х годах вся культура была практически брошена на произвол судьбы, каждый выживал как мог. То же самое происходило и с филармонией. Ульяновцы сетовали, что из афиш исчезли имена знаменитых музыкантов и на некий застой в работе филармонии. Каким Вам представляется возможное будущее филармонии, какой бы Вы хотели ее видеть?
– На мой взгляд, главное, что изменилось в культуре за последнее десятилетие, – теперь учреждениям культуры и творческим коллективам не дают денег только за то, что они есть. Я считаю разумным вкладывать в то, что действительно является искусством, в то, что действительно работает на сохранение и развитие культуры. Грантовая, конкурсная и проектная система финансирования творческой деятельности, на мой взгляд, самая эффективная. Федеральная программа «Год культуры-2014» дает почти неограниченные возможности финансирования любого проекта и фестиваля, а это приглашенные солисты и дирижеры, гастроли, яркие концерты для любителей музыки Ульяновска и области. А что касается перспектив… Задачи и цели классической филармонии – вечны, желание власти развивать культуру Ульяновской области – очевидно, многолетние музыкальные традиции города – сохранены. А главное – это талантливые музыканты, которых, поверьте, в филармонии немало. Это люди, которые хотят реализовать свой творческий и профессиональный потенциал в полной мере.
– Чем Вы занимаетесь сейчас?
– Этот год дал мне возможность взглянуть на многое со стороны, дал время подумать, проанализировать, увидеть пути развития филармонии и оркестра, да и культуры в целом. У меня много творческих идей и проектов, которые наверняка реализуются в городе и области. Ну и наконец (Андрей Юрьевич улыбается) я нашел время жениться.
Анна Школьная
ветеран
Андрей Павлов очень современный и профессиональный музыкант.
Любители музыки очень сожалеют ,что он уволился,мы неувидим ,не услышим
его прекрасных проектов.Сказал все хорошо и правильно об обстоновке
в “филармонии”.Администрации неплохо бы прислушаться.
Олег
Неплохо бы и возглавить филармонию. Он же досконально там всё знает. ему и поднимать её родимую нам на радость. Или этот заброшенный сад бывший общественный. Этот творческий хозяйственник мужик дельный.
Олег
Сад в смысле Владимирский. Может второй культурный центр будет . а не переулочек для шашлычной.
Ye-Ye
Всё правильно сказал. Почему-то оркестр народных инструментов играет всё, что угодно, вплоть до Пьяццолы, каких-то убогих переложений, но не исполняет того, что просто обязан делать в первую очередь – русскую народную музыку, прекрасную музыку Василия Андреева…И эта “экономия” на постоянных слушателях, которые прежде, имея открытый абонемент, могли посещать любые (кроме эстрадных) концерты филармонии, теперь могут посетить таковых всего 12 за год. Не потому ли даже при открытии и закрытии сезона концертные залы полупусты, чего раньше не бывало. При этом смешно и грустно именовать полуразрушенную филармонию Домом музыки.Да и название-то заимствованное…